От авторов

В настоящее время усиливается внимание к изучению широкого спектра региональных проблем. Причины этого достаточно очевидны и связаны с изменившимся положением регионов. Стремление разработать концепции перспективного развития отдельных сфер жизнедеятельности характерно для всех регионов России. При этом наблюдается противоречивая ситуация. С одной стороны, прослеживается явная тенденция к серьезной научной проработке концептуальных подходов. В то же время проблемы оценки качества потенциала регионов, специфики взаимоотношений Центра и регионов, использования исторического опыта не рассматриваются с учетом изменений, происходящих в отечественной науке. Это, прежде всего, преодоление рубежа методологической растерянности и формирование новых научных направлений. Это относится и к появлению в образовательной сфере новых дисциплин. В обоих случаях опорой становятся принципы междисциплинарности.

Среди новаций выделим регионологию, (регионалистика, регионоведение), и культуроведение. Последнее включает в себя философию культуры, теоретическое культуроведение или культурологию и прикладное культуроведение. В целом культуроведение отличается принципом накопления избыточной информации о динамике социокультурных процессов для осуществления своей основной функции - прогнозирования стратегии дальнейшего социокультурного развития как в общероссийском масштабе, так и на местном, региональном и локальном, уровнях. В нашем пособии обозначаютсяь те узловые акценты, которые характеризуют перспективы научных и научно-практических взаимосвязей изучения истории культуры Западной Сибири и складывания отечественной регионалистики. Указанный ракурс соответствует современной исследовательской ситуации, что наглядно проявляется в проблематике международных научных форумов. Международное научное сообщество осознает, что конструктивной опорой в изучении региональных проблем является историческое измерение. По достаточно распространенному за рубежом мнению, Сибирь по-прежнему остается регионом, специфика которого крайне слабо изучается в зарубежной и российской историографии. Некоторые современные авторы, например, Ева-Мария Штольберг из Бонна, предлагают исследовать Сибирь в рамках «культурного» подхода, подчеркивая, что речь идет не об обычной российской провинции, а о регионе, своеобразно отражающем «космополитический облик» России.

Учебное пособие «Культура Западной Сибири: история и современность» является второй частью учебно-методического комплекса из трех частей предназначенного для организации самостоятельной работы по углубленному изучению специальной дисциплины «Культура региона: история и современность». Оно ориентировано на студентов гуманитарного цикла, а также на обучающихся по специальности «регионоведение» Часть первая - «Культура региона: история и современность». Программа и методические рекомендации /Сост. В.Г.Рыженко. – Омск: ОмГУ, 2000. – 75 с. (развернутый вариант: В.Г.Рыженко Культура региона: история и современность. Методическое пособие. Омск: ОмГАУ, 2000. – 86 с.). Часть третья – мультимедийный курс «Культура региона: история и современность». (Находится в стадии разработки).

На историческом факультете Омского госуниверситета дисциплина читается в авторской версии в объеме одного семестра для студентов, специализирующихся по отечественной истории. В соответствии с этим, а также с учетом заложенной в программу и методические рекомендации к курсу его междисциплинарной направленности (на стыке историко-культурных и культурологических подходов) структура пособия имеет ряд отличий. Все содержание разделено на четыре основных раздела и представлено в двух частях. В первую часть (разделы I-II) входят необходимые вводные материалы, раскрывающие теоретико-методологические принципы, ключевые понятия курса и характеристику особенностей изучения культуры Западной Сибири (раздел I). В разделе II помещены материалы, дополняющие лекции по отдельным вопросам каждой из 9 тем основной части курса. Во вторую часть пособия (разделы III-IV) включена информация, отражающая роль и вклад отдельных личностей в приращение культурного потенциала региона Западной Сибири и в придание региональному культурному пространству специфических признаков и символов, связанных с формированием особо значимых для жителей Западной Сибири культурных традиций (раздел III). Раздел IV - это хроника культурной жизни одного из крупных городов Западной Сибири - Омска - за период с начала XIX в. до 1917 г.. С ее помощью студенты могут представить интенсивность и формы проявления социокультурных процессов в регионе на одном из ключевых этапов его освоения. Вторая часть пособия предназначена для активизации самостоятельной работы студентов, выполнения ими индивидуальных заданий по проблематике курса.

Пособие снабжено библиографическим списком. Помещаемые в приложении примерные темы курсовых и дипломных работ учитывают современные потребности Омского региона в специалистах-гуманитариях широкого профиля, обладающих навыками прогностического анализа историко-культурных процессов.

Основная цель предлагаемого учебного пособия - ознакомление будущих специалистов с главными этапами процесса складывания многослойного мира культуры (культурного пространства) региона (в границах Западной Сибири), с его конкретно-исторической динамикой и спецификой ее проявления на каждом из этапов. Для реализации этой цели предлагается междисциплинарная версия - культурно-историческая на стыке с культурологической.

Авторам пособия в качестве основных задач видятся следующие:

Сознавая экспериментальный характер нашего пособия и отсутствие подобных попыток в имеющейся литературе по проблемам региональной истории культуры, авторы рассчитывают на поправки, уточнения и дополнения, которые сочтут возможными сделать коллеги и заинтересованные читатели. Тем самым авторы отдают дань уважения всем исследователям, изучавшим и изучающим культуру региона в ее разнообразных проявлениях, труды которых способствовали совершенствованию наших замыслов. В то же время мы убеждены в возможности иного подхода к изучению многослойного образа культуры региона, что и попытались воплотить в предлагаемом варианте.

Авторы выражают благодарность кафедре современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета (зав. кафедрой, профессор Валентина Павловна Корзун) за внимание и поддержку наших замыслов научно-практическими советами и техническими средствами. Особую благодарность приносим Институту «Открытое Общество» за финансовую помощь, позволившую воплотить авторские идеи и накопленный опыт чтения курсов в рукопись учебного пособия. Мы выражаем также свою искреннюю признательность Сибирскому филиалу Российского института культурологии МК РФ (директор академик РАЕН Николай Аркадьевич Томилов), на базе которого с 1995 г. осуществлялась накопление материалов по истории культуры западносибирского региона. Мы признательны историческому факультету Омского государственного университета (декан Алексей Валерьевич Якуб), гуманитарному факультету Омского государственного Аграрного университета (декан Владимир Васильевич Слабоцкий) и лично Наталье Константиновне Чернявской, благодаря которым на протяжении последних трех лет стала возможной апробация учебного курса «Культура региона: история и современность (на материалах Западной Сибири)» для студентов разных специальностей (историков и регионоведов-госслужащих).

Оглавление Раздел I
Hosted by uCoz