§1. Выводы археологов о взлете и богатстве духовной сферы жизни наших предков в период освоения Сибири человеком

По мнению В.И.Матющенко, «палеолитические памятники Евразии дают богатый спектр произведений прежде всего изобразительного творчества (графика, скульптура, живопись). Сибирь внесла свою лепту в мировую копилку древнейших произведений искусства»; он подчеркивает, что интересна одна особенность сибирских статуэток в сравнении с европейскими. «Почти все европейские статуэтки «безлики», они не имеют изображения лиц. Сибирские статуэтки имеют хорошо моделированные лица: объемно, выразительно. И что примечательно: во всех случаях хорошо угадывается монголоидный тип лица»1.

В характеристике искусства древних сибиряков отмечено богатство произведений мелкой пластики отмечено множество образов животных. «Сюжеты таких произведений включают мамонта, птиц, змей. Все фигурки однообразны; исполнены в канонической манере: короткое и массивное туловище, хорошо моделированная головка на шее, вытянутой в полете; крылышки только намечены. В целом фигурки передают образ птицы в стремительном полете»2.

Он обращает внимание и на такую часть культурного наследия как орнаменты древних не столько отражали эстетические чувства творца, сколько служили информативным средством, понятным людям того времени. «Выполненные орнаменты обладали и такими качествами, как соразмерность, взвешенность орнаментальных полей, отдельных блоков орнамента, свидетельствуя о чувстве меры, ритма художника, выявляя таким образом вкус, манеру, эстетические чувства не только художника, но и его современников. В древних орнаментах особое значение приобрели знаковые системы, выражающие основные мировоззренческие идеи»3.

Особую область искусства Сибири составляют многочисленные комплексы петроглифов.

Кемерово - областная библиотека

Кемерово - общий вид
Петроглифы или писаницы известны в Западной Сибири на территории Алтая и недалеко от г. Кемерово – по р. Томи4. Они датируются эпохой неолита - средневековьем и представляют собою высеченные или прошлифованные на скальной поверхности рисунки с изображением диких или домашних животных, птиц и человека.

В исследованиях археологов обращается внимание на то, что «духовная жизнь народов Сибири при господстве общих закономерностей ее развития наверняка имеет особенности, складывающиеся в своеобразных региональных условиях. Наиболее заметно это своеобразие проступает в степной и лесостепной полосах Сибири в сравнении с таежной... Комплекс духовной сферы культуры сибирского населения в догосударственных, доклассовых обществах, как и в других подобных обществах, представляется синкретичным явлением, не расчлененным на отдельные составные компоненты5.

Остановимся на наиболее яркой сфере проявления духовной деятельности первобытного человека Сибири - на мифологии. В ней современные исследователи находят не только начала религии, но и зачатки философии, политических теорий, донаучных и пранаучных представлений о человеке, а также начала многих видов искусства.

В обобщенном виде эта представлено в указанной книге В.И. Матющенко. Приведем наиболее важные для нас фрагменты: «Мифология угров (хантов, манси) имеет основой космогонический миф, где земля появляется из ила первичного океана. Их вынесла на поверхность мирового океана гагара (лули), которая трижды ныряла и выносила в клюве частицы ила. Гагару посылал прародитель всех богов Корс-Торум (иногда Нуми-Торум). Гагара же есть перевоплотившийся злой дух Куль-Отыр. Творцами людей выступают то Йоли-Торум-Шань, то Нуми-Торум. Людей делали сначала из лиственничных бревен, лиственничных корней; но это были неудачные существа, их боги уничтожили, а затем людей сделали из плетеного тальника, обмазанного глиной. Модель мира угров включает три мира: верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный). Каждому из которых соответствует главный бог: Нуми-Торум - небесный бог, Калташ-Эква, его жена и сестра, земная богиня и Куль-Отыр, брат Нуми-Торума, подземный бог....верхний и нижний миры разделены на три яруса. Очень важная часть мифов - представления о душе: пять (или семь) душ у мужчины и четыре (или шесть) душ у женщины»6.

В.И. Матющенко указывает на то, что мифология тюрков хорошо известна по последним вариантам, сильно воспринявшим идеи ислама или других религий. «Древнейшая мифология, фрагментарно дошедшая до нас, известна в следующем виде. Вначале были сотворены «голубое небо» и «бурая земля», а между ними расселились «сыны человеческие» на земной тверди, ограниченной с четырех сторон и имеющей четыре угла. Иногда «голубое небо называется «крышей» над миром, где постоянно рождаются солнце и луна»7.

Он отмечает, что культы животных являются составной частью многообразной религиозной жизни и органично связаны с промысловым культом.

Саргатская культурно-историческая
общность - жилище
«Сибирское население почитало медведя, лося, оленя, боровую и хищную птицу, бобра, нерпу, кита. Объекты почитания определялись конкретными условиями. Культ коня особенно ярко представлен в жизни степного населения со времен эпохи бронзы, то есть со времени одомашнивания лошади; особенно широко известен олень в памятниках скифо-сибирской общности на юге Сибири. Культ деревьев - один из самых распространенных в религиях сибирского населения... Древность этого культа уходит в IV-III тыс. до н.э. Наиболее почитаемой была береза, наверное у всех народов Сибири. Это дерево было любимым и добрыми духами, которые чаще всего садились на березу. Злые духи на березу не садились. Дерево вообще во многих религиозных системах, мифологиях занимает ведущее место, являясь моделью мира»8.

Другой сибирский археолог, Б.А. Коников, считает, что древняя история культуры региона весьма богата произведениями искусства9. Так, для раннего железного века они «представлены массово-ремесленной продукцией и высокохудожественными вещами, относящимися к различным видам и жанрам искусства - металлопластике, скульптуре, резьбе, графике и наскальным рисункам....в искусстве раннего железа сохранились многие сюжеты и образы каменного и бронзового веков. В частности, изображения медведя и лося, глиняная посуда с прорисованными на стенках человеческими фигурами. Преемственность прослеживается и в стилевой подаче образов, манере трактовки лица и туловища человека.Преемственность - характерная черта древнего западносибирского искусства. Гордостью археологического фонда Омского Государственного объединенного исторического и литературного музея является коллекция с речки Мурлинка - так называемый Мурлинский клад. В его составе - бронзовые наконечники стрел, боевые топоры - клевцы, изображения птиц и человека»10.

Он указывает на ценность музейных коллекций, содержащих информацию и о таком как виде творчества древних народов Западной Сибири как воинские танцы и пляски. «Свидетельства тому - бронзовые бляхи с изображением пляшущих человечков. В Ханты-Мансийском музее хранится бронзовое зеркало, датируемое по всей видимости эпохой раннего железа. На зеркале выгравированы выстроенные в ряд человечки, выполняющие ритуальный танец. Таней посвящен, очевидно, родовым предкам, так как под фигурами помещены бобры и лоси. У древних народов Западной Сибири эти животные выступали родоначальниками человеческого рода»11.

Б.А.Коников особо характеризует керамику, являющейся отдельной областью художественного творчества древних сибиряков. «Ее изготавливали в широких масштабах....многие образцы...заслуживают высокой оценки как произведения искусства. В раннем железном веке посуду лепили двумя способами - путем выбивания сосуда камнем или деревянной колотушкой из комка глины и спирально-жгутовым, то есть, валики накладывались по спирали на всю высоту сосуда. Швы заглаживались пучками травы, смоченными в воде. На сырую поверхность стенок наносился рисунок, затем сосуд просушивали в тени и обжигали на костре»12. Он подчеркивает, что археологи и их ближайшие коллеги по изучению древней истории этнографы давно бьются над разгадкой смысла керамических узоров, однако до сих пор вполне обоснованного решения проблемы нет.

Он указывает, что многие штампы раннего железного века и средневековья почти в неизменном виде дожили на глиняной и берестяной посуде обских угров до наших дней. Ханты и манси отождествляли их со следами животных и птиц.

Археологические находки дают представление о блестящих образцах косторезного искусства. В указанной работе и в отдельной статье Б.А.Коников высоко оценивает мастерство древних косторезов13.

Одно из изделий - голова волка из богдановского кургана. Изготовленная из трубчатой кости техникой рельефной резьбы, она правдиво передает характерные черты оригинала - торчком стоящие уши, овальные глазки, оскаленную пасть. Вообще образ этого сильного хищника привлекал внимание древних художников-анималистов. На территории Тюменской области в составе археологического клада обнаружены металлические изображения хищника, выполненные техникой плоского литья.

Уровень достижений метериальной культуры древних сибиряков можно оценить и по находкам других археологов14. Б.А. Коников оценивает его очень высоко. Приведем более подробный фрагмент из его книги. «Выдающимися памятниками древней архитектуры являются курганы, возведение которых преследовало, в основном, три цели - закрыть погребение, огородить место захоронения и показать его значимость...В первозданном виде это был целый комплекс погребальных построек, выполнявший роль мемориала под открытым небом. Комплекс служил местом регулярного отправления заупокойных культов. Для древних курган являлся также географическим ориентиром, межевым знаком и дозорной башней. Цепочки из десятков насыпей, протянувшиеся иногда на несколько километров, выступали и в роли организатора принципиально нового художественного пространства15.

По мнению Б.А.Коникова, в художественном литье Западной Сибири наблюдаются черты, придающие ему своеобразие и самобытность. Так, например, отсутствуют сюжеты с образами земноводных и пресмыкающихся....В Прииртышьи преобладали одиночные изображения человека, животных или птиц, здесь не получили развития многофигурные композиции. «Замечательным образцом искусства бронзолитейщиков Прииртышья является небольшая окуневская фигурка орла. Она выполнена в знакомом с эпохи раннего железа стиле - маленькая голова с хищно загнутым клювом изображена анфас, широкие крылья распростерты в сторону. Крылья и хвост декорированы узорами....В Западной Сибири мотив орла был известен еще в кулайском искусстве, куда он привнесен, очевидно, из Средней Азии. У потомков раннесредневекового населения Западной Сибири - обских угров - образ орла сохранился в мифологии и в изобразительном искусстве до начала XX века. Ханты считали орла ездовой птицей, на которой шаман путешествует к высшему божеству хантыйского пантеона – Торуму»16. Художественные достоинства окуневских поделок высоко оценены, они хранятся в Омском музее изобразительных искусств.

Из экспонатов западносибирских музеев привлекают внимание и такие находки: «Любимым украшением западносибирских модниц являлись бронзовые бочкообразные бусы, изобретенные еще в раннем железном веке. Они составляли ожерелья или нашивались на одежду, в Томской области откопаны каменные формочки для отливки бусин. За одну операцию литейщик получал десятки экземпляров... Красиво смотрится окуневский браслет с головками лосей на концах....яркий образец реалистического направления в потчевашском прикладном искусстве»17. Подчеркнем, что результаты исследований археологов, пополнившие музейные фонды Западной Сибири, входят в современное культурное наследие региона и дают возможность сравнить творчество неизвестных мастеров древности и художников-прикладников – наших современников.

Характеризуя развитие западносибирского анималистического жанра в IX-XIII веках, специалисты отмечают, что в центре творчества древних мастеров по-прежнему находились образы медведя, барсука, бобра, зайца, лебедя, глухаря и тетерева, в рамках жанра, как и прежде, существовали на равных два направления - реалистическое и схематическое. Следует особо выделить их выводы о некоторых изображениях.

Так, образ гуся не случайно волновал воображение древних мастеров. «Западносибирские народы почитали эту птицу, отзвуки этих верований сохранились в фольклоре. В одном старомансийском сказании говорится о золотом гусе, стоявшем на святилище. Каждую весну сюда съезжались на моление поклонники птицы с дарами и жертвоприношениями. При гусе постоянно находился шаман, славившийся умением предсказывать будущее. Григорий Новицкий - ученый-этнограф XVIII века отметил, что обские угры почитали медного гуся, считавшегося у них владыкой всей водоплавающей птицы»18.


1 Матющенко В.И. Древняя история Сибири. Учеб. пос. Омск, 1999. С.43-47. [вернуться]
2 Матющенко В.И. Указ.соч. С.44. [вернуться]
3 Там же. С.209. [вернуться]
4 См. например: Мартынов А. Писаница на Томи. Кемерово, 1988. 56 с. [вернуться]
5 Матющенко В.И. Указ. соч. С.209-210. [вернуться]
6 Матющенко В.И. Указ. соч. С. 211-212. [вернуться]
7 Там же. С.214. [вернуться]
8 Там же. С.212. [вернуться]
9 Коников Б.А. Тайны древних курганов. Омск, 1990. С.41-65. [вернуться]
10 Коников Б.А. Указ.соч. С. [вернуться]
11 Там же. С. [вернуться]
12 Там же. С. [вернуться]
13 Коников Б.А. Указ. соч.; Он же. Искусство древних и средневековых косторезов Омского Прииртышья // Сборник трудов Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. Омск, 1997. С.103-115. [вернуться]
14 См. Матвеева Н.П., Матвеев А.В., Зах В.А Археологические путешествия по Тюмени и ее окрестностям. Тюмень, 1994. 190 с. [вернуться]
15 Коников Б.А. Тайны древних курганов… С. [вернуться]
16 Коников Б.А. Указ.соч. [вернуться]
17 Коников Б.А. Указ.соч. С. [вернуться]
18 Коников Б.А. Указ.соч. С.139-140. [вернуться]


Глава 1 Параграф 2
Hosted by uCoz