§3. Влияние «века просвещения» на идеалы, ценностные ориентиры, культуру быта и потребности сибиряков.

С начала XVIII в. Тобольск становится центром первых сибирских культурных духовных и светских начинаний. Он является столицей новой российской губернии – Сибири от «Урала до Тихого океана». Здесь были сосредоточены основные культурные силы сибиряков, располагались главные центры православия. Здесь же появлялись и новые культурные ячейки, формировались региональные традиции. Остановимся на двух наиболее характерных фактах, подтверждающих этот тезис. Первое событие, отражающее новую форму приращения культурного пространства Западной Сибири, связано с появлением учебных заведений. Об этом А.М.Копылов пишет: «Первым учебным заведением в Сибири была школа при архиерейском доме в Тобольске, открытая в 1702-1703 гг. сибирским митрополитом Филофеем Лещинским... Филофей намеревался в открываемой им школе организовать обучение по образцу юго-западных духовных школ и обратился 31 декабря 1702 г. к Петру I со следующей программой: 1) принимать в школу не только детей духовенства, но и из других сословий; 2) наряду с русским ввести обучение на латинском языке; 3) привлечь на преподавательскую работу черниговских и киевских монахов, считавшихся наиболее образованными; открыть при школе собственную друкарню (типографию), в которой можно было бы печатать все необходимые для школы учебники. Филофей просил также отпустить из казны пособие на содержание училища»1.

Петр I одобрил инициативу сибирского митрополита, но программу предложил сузить. Он не разрешил открыть типографию, преподавать на латинском языке и принимать в школу детей недуховного звания; деньги же царь рекомендовал изыскать из митрополичьих доходов.... Около 1728 г. в программу архиерейской школы ввели преподавание латинского языка. Это был важный шаг на пути к преобразованию Тобольской архиерейской школы в семинарию. В 1743 г. для семинарии было выстроено здание, с 1744 г. она стала функционировать, а в 1748 г. открылась официально. При Екатерине II это была одна из 8 семинарий в России (из общего числа 26), где преподавался полный 8-классный курс.

В исследованиях А.Н.Копылова представлено расширение сети учебных заведений в регионе в XVIII в. Он указывает, что под различными названиями («гарнизонные», «казачьи», «военно-сиротские отделения», «школы школьников» и др.) гарнизонные школы существовали в Сибири на протяжении всего XVIII в. Обучали в гарнизонных школах элементарной грамоте, военному делу, а также различным ремеслам - слесарному, кузнечному, столярному, сапожному. В некоторых местах на базе гарнизонных возникали школы более высокого уровня....В центре Сибирского казачьего войска - Омске в 60-х годах XYIII в. из детей, окончивших гарнизонные школы, готовили переводчиков и толмачей, а при команде инженерной - чертежников и картографов.В 1789 г. здесь при том же военно-сиротском отделении была открыта так называемая «Азиатская школа» для подготовки переводчиков и толмачей татарского, калмыцкого, монгольского и маньчжурского языков.

В эти годы в Западной Сибири появляются и первые учебные заведения технического профиля. К таковым можно отнести упоминающиеся в книге Копылова геодезические школы, близкие по своей программе к «навигацким». По типу уральских горных школ в Барнауле была создана комбинированная словесная и арифметическая школа с горнозаводской специализацией. В 60-х гг. XVIII в. Барнаульской школой руководил «школьный подмастерье». Иван Морозов. Он был близок с И.И.Ползуновым, имел хорошую подготовку в области точных наук. В 1779 г. принято решение открыть горное училище в Барнауле. Начавшее функционировать во второй половине 80-х гг., Барнаульское горное училище было средним учебным заведением, но его программа, по существу, мало чем отличалась от программы Петербургского высшего горного училища.

Вторая половина XVIII в. отмечена в истории просвещения Сибири еще одним важным событием - началом подготовки медицинских кадров. Штаб-лекарю Абраму Эшке, назначенному в 1751 г. на должность Главного лекаря Колывано-Воскресенского горного округа, указано было открыть при Барнаульском госпитале медицинскую школу по образцу школ при Московском и Петербургском госпиталях. По-настоящему медицинская школа в Барнауле стала функционировать с 1758 г., когда к обязанностям Главного лекаря...приступил Никита Григорьевич Ножевщиков - один из выдающихся медиков России XVIII в. В течение 1789-1790 ггю на территории Сибири было организовано 13 народных училищ: 3 Главных - в Тобольске, Иркутске и Барнауле и 10 Малых - в Тюмени, Туринске, Таре, Томске, Кузнецке, Нарыме, Красноярске, Енисейске, Иркутске, Верхнеудинске2.

Вторым важным признаком формирования культуры региона следует считать распространение местных литературных традиций, появление первых типографий и периодических изданий. В сибирской историографии культуры этому вопросу также уделяется достаточное внимание. Так А.Н.Копылов считает, что книги для основной массы читателей в Сибири, как и прежде, поступают с севера Руси, а в агиографической литературе преобладают жития северных святых Варлаама Хутынского, Антония Римлянина, архиепископа новтородокого Моисея, Арсения Коневского, Дмитрия Вологодского, Феодосия Тотемокого, Зосимы и Савватия Соловецких, Стефана Пермского. Житие Стефана Пермского вызывало у сибиряков особый интерес, так как рассказывало о деятельности святого в необжитом крае.

Среди переводных житий продолжали переписываться жития Алексея божия человека и Николая Мирликийского. Последний пользовался в Сибири широкой популярностью и не только среди русского населения. Еще М.К. Азадовский отмечал, что культ святого Николая был особенно силен в среде народов, вновь обращаемых в христианство, например, в Сибири. В XVIII в. в Томске была создана Повесть о его чудотворной иконе.

В этот период заметное место в агиографической литературе занимают жития апокрифические, с сильно развитыми эсхатологическими мотивами —о конце света, о страшном суде, о пути душ на небо (жития Василия Нового с видением ученика его Григория, Андрея Юродивото, Марка Афинского). В Сибири интерес к подобным темам усиливался наличием здесь большого количества старообрядческого населения, игравшего немалую роль в культурной жизни края. Неслучайно, почти все апокрифические сочинения дошли до нас в поздних списках конца XVIII и XIX в., когда рукописная традиция продолжала жить почти исключительно в раскольничьей среде.

По мнению Копылова, светская литература в Сибири, по-видимому, была «представлена слабо. Он выделяет две группы произведений. Первая из них тесно связана с житийной литературой. Это рассказы, притчи, выписки из различных патериков, а также сказания и легенды о монастырях и чудотворных иконах. В Сибири читали и переписывали патерики Скитский, Египетский, Лимонис, сказание о Новгородской церкви св. Софии, повесть о Тихвинском монастыре, сказание о Владимирской иконе богородицы.

Вторую, наиболее многочисленную группу, включающую основную массу дошедшей до нас повествовательной литературы, составляют притчи, сказания и повести нравоучительного содержания. Широко распространялись выписки из таких религиозно-нравоучительных сборников, как «Пчела», «Великое Зерцало», «Звезда Пресветлая». Наряду с ними переписывались русские и переводные повести дидактического (назидательного) характера: «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Повесть о царе Аггее», «Повесть о царите и львице», «Повесть о двенадцати снах царя Шахаиши (Мамера)», «Сказание о Вавилонском царстве»…

Первой книгой, напечатанной в типографии Корнильева, была английская повесть «Училище любви» (перевод с французского П. П. Сумарокова). Успех книги был так велик, что вскоре пришлось повторить ее издание. Затем были опубликованы Тобольская летопись «Краткое показание о бывших как в Тобольске, так и во всех сибирских городах и острогах с начала взятия Сибирского государства воеводах», «Словарь юридический», «Сельская экономия», «Описание растений Российского государства» П. Палласа, «Ода на 1793 год» местного поэта И. Друнина и две книги штаб-лекаря И. Петерсона «Краткое наставление» (о первой медицинской помощи) и «Краткое описание болезни, в Сибири называемой ветряною или воздушною язвою».

Кроме того, в типографии Корнильева в течение 1789 -1794 гг. печатались журналы «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (1789—1791 гг.), «Журнал исторический...» (1790 г.) и «Библиотека ученая...» (1793—1794 гг.). Первым и наиболее интересным из них был «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» — один из ранних провинциальных литературных журналов России. До него издавался только в 1786 г. в Ярославле «Уединенный Пошехонец».

«Иртыш» являлся периодическим органом Тобольского Главного народного училища и выходил под редакцией его учителей на средства Тобольского приказа общественного призрения. В журнале публиковались речи учителей народного училища на торжествах, рассуждения на различные темы, переводы иностранной литературы, перепечатки из центральных журналов, литературные произведения местных авторов. Переводы (с французского, немецкого, английского языков) часто выполнялись учащимися и носили учебный характер (отрывки из Плиния, Ньютона и др.). Один из учащихся— «бухаретин» Апля Маметов — перевел с персидского «Мнение магометан о смерти пророка Моисея»

Об оживлении культурных процессов в регионе свидетельствует и развитие светского театра3. «Его зарождение относится к 60-м годам XVIII в., т. е. к тому времени, когда в европейской части России делаются самые первые попытки создания провинциальных театров (в 1750 г. в Ярославле, в 1777 г. в Туле, в 1786 г. в Тамбове и т. д.).

Зимой 1764/65 г. первые любительские спектакли разыгрывались в Омской крепости местными офинерами. Командовавший в это время Иртышской военной линией генерал-поручик Шпрингер (воспитанник кадетского корпуса, один из активных сторонников «просветительного» курса политики Екатерины II, ставившего цель поднять общую культуру дворянства и отвлечь его от вольнодумства) одобрил и поддержал идею любительских спектаклей.

Руководителем и душой Омского театра был инженерный капитан Иван Андреев (автор «Домовой летописи»). Значительное время находясь в Тобольске у своих родственников купцов Корнильевых, он познакомился с тобольским семинарским театром, а во время частых командировок по крепостям II казачьим поселениям укрепленных сибирских линий имел возможность неоднократно наблюдать представления бродячих народных артистов и солдатского театра. Все это подготовило деятельность Ивана Андреева. В «Оперном доме» он был в роли режиссера, руководил оформлением постановок, словом, был мастером на все руки.

Вспоминая в «Домовой летописи» о начале работы Омского театра, И. Андреев пишет, что зимой 1764/65 г. «К рождественской неделе учрежден от генерала был в Чертежной, для полирования молодых людей, оперный дом, где и чинили представлеяия разных трагедий и комедий, под смотрением и предвадительством моим».

Репертуар Омского театра вначале состоял из трагедий Ломоносова («Тамара и Селим»), Хераскова («Венецианская монахиня»), трагедий и комедий Сумарокова («Хорев», «Синав и Трувор», «Артистона», «Тресониус», «Чудовище», «'Пустая ссора», «Опекун», «Приданое с обманом»). В 70-х годах на его сцене появились комические оперы («Лиза», «Разнощик»), в 1796 г. здесь была поставлена получившая широкую известность опера Аблесимова «Мельник—колдун, обманщик и сват». В 90-х годах XVIII в. в театре ставились уже главным образом комические оперы, в которых, кстати говоря, появляются персонажи простолюдинов.

Первоначально представления Омского театра давались только на закрытых официальных вечерах, но затем стали практиковаться спектакли для низших военных чинов и даже для широкой городской публики, как, например, во время платного общественного маскарада в 1774 г. При этом, как пишет И. Андреев, со зрителей собирались значительные суммы денег, которые «употреблялись на разные платья и уборы».


1 Копылов А.Н. Культура русского населения Сибири в XVII-XVIII вв. Новосибирск, 1968. С. 130-131 [вернуться]
2 Копылов А.Н. Указ.соч. С.57-96. [вернуться]
3 Копылов А.Н. Указ. соч. [вернуться]


Параграф 2 Вопросы и задания
Hosted by uCoz