§1. Новые символы культурного пространства (монументы жертвам революционных боев и гражданской войны и их творцы).


Омск - пямятник
Ф.Э.Дзержинскому

Омск - пямятник
Ленину и Сталину
Первыми символами новой эпохи в культурном пространстве региона становится мемориалы жертвам-героям революции и гражданской войны и памятники В.И.Ленину. Они сооружаются в крупных городах региона примерно в одно время. Остановимся на характеристике наиболее ярких из сохранившихся комплексов. Подчеркнем, что они постепенно становились официальными символами городов Западной Сибири в советскую эпоху. Их изображения помещались в наборы открыток и медалях. Наиболее наглядно это прослеживается на омском, тюменском и новосибирском материале. Описание главного омского мемориала как памятника истории и культуры было сделано П.П.Вибе1. Отметим, что мемориал находится в историческом центре города, рядом с территорией, где была заложена в 1716 г. первая омская крепость. С 1860-х гг. здесь доминировал Дворец генерал-губернатора с площадью для парадов.

Обратимся к фрагментам описания: «В западной части мемориального сквера «Памяти Борцов Революции», в 15 метрах от братской могилы 120-ти политзаключенных, расположен памятник Борцам Революции работы Н. Н. Виноградова. Идея создания этого памятника возникла сразу же после освобождения Омска. Сотрудники художественной секции культпросвета 5-й Армии исполнили эскиз памятника на братскую могилу и в начале января 1920 года преподнесли его в подарок губревкому. Выполнение работ по сооружению памятника было поручено скульптору И. Д. Шадру и формовщику Биртасову. В начале марта 1920 года И.Д. Шадр представил в губревком смету на 368375 рублей. Но из-за отсутствия средств проект не был реализован».

Воплощение замысла связано с именем воспитанника Строгановского училища Н.Н. Виноградова, который будучи бойцом Красной Армии прошел путь от Урала через всю Сибирь2. В апреле 1923 года на заседании президиума губисполкома было принято решение «О возложении ответственности за постройку памятника «Парижской коммуны» на скульптора Виноградова. Он предложил установить памятник на братской могиле 120-ти политзаключенных, воплотив таким образом идею преемственности первой пролетарской революции и революции в России.

Особенность создания памятника состояла в том, что скульптор работал без предварительного изготовления макета, сразу ставя каркас и нанося цементный раствор. Из воспоминаний самого мастера известны подробности, которые приводятся в описании П.П.Вибе. «Арматура фигур и знамени крепилась к арматуре стены, в которой заложена основная ось всего сооружения. Для удобства работы был возведен деревянный шатер. Каркас фигур делали рабочие, а конструкцию для лица, рук «вязал» сам художник. В качестве вяжущего средства был взят портландцемент. В него была замешена мраморная крошка. Эта масса набрасывалась на «остов», форма моделировалась тут же, пока цемент не окаменеет.

17 июля 1923 года состоялось торжественное открытие памятника. По одной из версий, за основу своего памятника Н.Н. Виноградов взял сюжет из проекта французского скульптора Бертеля, разработанного по заказу жителей города Лиможа в память о трагической гибели президента Франции Сади Карно. Но «...если у Бертеля фигура женщины олицетворяет республиканскую Францию, то у Виноградова — революционную Россию, поднявшую знамя Парижской коммуны, пронесшую его до победы и создания государства рабочих, а фигура мужчины — собирательный образ, олицетворяющий собой расстрелянную Парижскую коммуну, идеи которой не погибли и обрели новую Родину»3.

В описании памятника отмечены изменения в текстах надписей, имевшихся на нем. Идея преемственности двух революций отчетливо прослеживалась в надписях, изначально имевшихся на постаменте памятника. Так, одна из них гласила: «Коммунары Парижа! У вас вырвали Красное Знамя, рабочие России отняли его и победили!» Вместе с тем другая надпись говорила о том, что памятник имеет непосредственное отношение к событиям местной истории: «Славным коммунарам Всероссийской коммуны, расстрелянным Колчаком в ноябре 1919 года». Впоследствии содержание надписей менялось. Некоторое время на постаменте были выбиты слова И. В. Сталина: «Приятно и радостно знать, что кровь, обильно пролитая нашими людьми, не прошла даром, что она дала свои результаты», затем и они исчезли4. Те надписи, которые имеются на постаменте сейчас, никоим образом не отражают изначальной идеи памятника. Таким образом, по мнению П.П.Вибе, можно говорить о том, что с течением времени искусственно и необоснованно было нарушено идейно-смысловое содержание памятника.

Соглашаясь с таким выводом заметим, что это не меняло символического значения памятника. Более того, он вписывался в советскую обрядовую процедуру, типичную для 1970 – 1980-х гг. К памятнику приезжали свадебные кортежи и молодые возлагали венки к вечному огню. Этот обычай сохраняется до сих пор.

Окончательно мемориальный сквер «Памяти Борцов Революции» оформился в 1966—1967 годах. 21 июня 1966 года в соответствии с решением Омского горисполкома у братской могилы 120-ти политзаключенных были торжественно перезахоронены останки погибших в 1918— 1919 годах рабочих и красногвардейцев, могилы которых находились в разных районах города. В сквере появились две новые братские могилы. В одной из них были перезахоронены останки из «братской могилы тринадцати», находившейся ранее в Октябрьском (бывшем Молотовском) районе, вблизи птицекомбината. После перезахоронения эта могила стала называться «могилой тринадцати венгров-интернационалистов». Рядом с могилой на гранитном постаменте установлен скульптурный портрет - «Красный мадьяр», работа Ф. Д. Бугаенко. Надпись на мраморном камне-посвящении гласит: «13 венгров-бойцов интернациональных отрядов расстреляны белогвардейцами в июне 1918 г.»5. Таким образом, омский мемориальный комплекс сформировался независимо от общей перепланировки городского пространства и влился в уже имевшийся официальный центр города.


Тюмень - пямятник
борцам революции
Иначе складывалась ситуация в Тюмени и Новосибирске. Тюменский исследователь А.С.Иваненко описывает местный памятник Борцам революции. «После восстановления советской власти в Тюмени в августе 1919 г. на месте братской могилы красноармейцев была поставлена деревянная колонна, как часто пишут, с краснозвёздной шапкой-будёновкой наверху. Однако на сохранившихся фотографиях верхушка колонны выглядит просто заострённой. В 1927 г. её сменил деревянный обелиск. К сорокалетию Октябрьской революции в 1957 г. по рисунку тюменского скульптора Е.А. Герасимова из крашеного гипса была отлита скульптурная группа - вооружённые рабочий и крестьянин под красным знаменем, и поставлена на пьедестал не на месте могилы, а у самого тротуара, где она стоит до сих пор. В 1967 г., уже к 50-летию Октябрьской революции, эту же скульптурную группу отлили из чугуна на заводе строительных машин и поставили на пьедестал. На нём ещё в 1957 г. была надпись: «Павшим борцам революции от трудящихся Тюмени».


Тюмень - площадь 400-летия
Он отмечает, что в 1984 г. в ходе подготовки Тюмени к её 400-летию была и реконструкция памятника, у которого повредился пьедестал, и он уже несколько лет стоял, обвязанный фанерными листами. Общественность в прессе протестовала, требовала ремонта памятника. Летом в 1984 г. начались реставрационные работы.

«Специалисты сделали новый фундамент памятника, ведь он весит 17 тонн. Пьедестал облицевали доставленным с Западной Украины камнем - лабрадоритом. Скульптурную группу развернули на 90 градусов вместе с надписями на пьедестале, и главная надпись о том, что памятник «... от трудящихся Тюмени», стала обращена к ул. Республики. Изменилось и направление взглядов людей».

Он отмечает и другие детали в изменении центра города: «после повторного установления советской власти в Тюмени в августе 1919 г. сад на площади получил имя вождя мирового пролетариата Карла Маркса. В 20-е гг. здесь установили спортивные и развлекательные сооружения, обычные для городского сада, и назвали его «Спартак». Уже в середине 30-х гг. сад стали называть Пионерским, поскольку его переориентировали на проведение мероприятий с детьми пионерского возраста. Тюменцы старшего поколения помнят, что ещё в середине 50-х гг. XX в. сад Пионеров был отгорожен от ул. Республики невысоким забором с входными воротами посредине. Сбоку от ворот стояли гипсовые пионеры и дули в гипсовые горны. Сад был самым сиреневым в Тюмени. Отсюда ежегодно брали саженцы сирени для посадки в других садах и скверах города. Я приехал в Тюмень в конце лета 1961 г. и уже не застал на площади ни ограды, ни гипсовых пионеров, ни качелей, ни других принадлежностей сада. На нечётной стороне уже стоял памятник Борцам революции, и площадь неофициально называли площадью Павших борцов революции».

Указывает он и на дальнейшую судьбу этого места. Эти наблюдения очень ценны для нас. «Сиреневые заросли были густы и производили впечатление одичалости. Во второй половине 60-х гг. сад реконструировали: прибавилось асфальта, убавилось сирени, но посажены были несколько лиственниц и бордюры из декоративного кустарника кизильника черноплодного, который ежегодно подстригают. В центре площади устроен цветник, где постоянно высаживали огненно красную сальвию, но в середине 90-х годов там поселились дикие травы - за садом почти перестали ухаживать. Площадь была расширена до самой ул. Володарского, убрали ветхие дома возле красного корпуса университета, но поставили круглое приземистое сооружение канализационно-насосной станции. В середине 1960-х гг. на краю площади встал 4-этажный учебный корпус университета, дома перед ним до ул. Семакова были снесены. В начале 1970-х гг. на нечётной стороне площади, ближе к сельхозакадемии, соорудили небольшой фонтан: в круглом бассейне на груде камней стояла на хвосте серебряная рыбка и выпускала изо рта несколько струй воды. Фонтан успели окрестить «премудрым пескарём», но постоял он недолго - не более трёх лет6.


Новосибирск- пямятник
на братской могиле
Обратимся к ситуации в Новосибирске. 22 января 1920 г. в Новониколаевске состоялись похороны борцов за власть Советов, жертв колчаковского террора. Два года спустя на братской могиле, расположенной в Центральной части города, был сооружен памятник из бетона в виде прорвавшей скалу мускулистой руки, сжимающей горящий факел,—символ бессмертия революционного подвига погибших (авторы—художник В.Н. Сибиряков и инженер А.И. Кудрявцев)7. Торжественное открытие памятника состоялось 7 ноября 1922 г., в пятую годовщину Октябрьской революции. Монумент памяти жертв революции является одним из произведений, созданных по плану ленинской монументальной пропаганды в первые годы Советского государства. Специалисты отмечают и его художественная значимость в архитектуре города.


1 Вибе П.П. Мемориальный сквер "Памяти борцов революции" //Памятники истории и куль-туры города Омска: Сб.статей. /Сост. П.П.Вибе. Омск, 1992. 1992. Вып. 1. С. 21-24. [вернуться]
2 О нем имеется подробная информация в работах И.Г.Деветьяровой (см. библиографический список). [вернуться]
3 Вибе П.П. Указ. соч. [вернуться]
4 Вибе П.П. Указ. соч. [вернуться]
5 Вибе П.П. Указ. соч. С. 21-24. [вернуться]
6 Иваненко А.С. Прогулки по Тюмени: Путеводитель. Тюмень, 1999. С.63-65. [вернуться]
7 Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. Новосибирск, 1978. [вернуться]


Глава 8 Параграф 2
Hosted by uCoz