§4. Культура региона в 1930-1940-е гг. и его роль в сбережении национального культурного наследия в 1941-1945 гг.

Культурное пространство региона (Западная Сибирь) начинает резко меняться в годы первых пятилеток. Отметим, что материал, приводимый Б.Оглы, убедительно свидетельствует о начале складывания культурных диспропорций в развитии культурного пространства Западной Сибири. Культура региона становится подчиненной не только идеологии, но и хозяйственным (промышленным приоритетам). Вернемся к характеристике особенностей проектирования, а, следовательно, и оформления контуров нового цивилизационно-культурного ландшафта западносибирских городов. По мнению Б.И.Оглы, в 1930—1936 гг. одновременно, по без взаимной увязки, выполняются генплан Новокузнецка как самостоятельного города и «Предварительная схема организации территории Кузнецкого промышленного района Западно-Сибирского края».

К 1941 г. в Сибири, как и в целом по стране, урбанизация в ее советской форме резко изменила городской культурный ландшафт в его материальных и духовных инфраструктурных ячейках1. Как отмечалось в документах предвоенной поры, «в Западной Сибири выросли новые города, такие как Сталинск - город металлургов, Прокопьевск - город угольщиков, Ойрот-Тура - столица Ойротии и др.» Именно это демонстрировало успехи индустриально-культурного освоения в регионе, а ведущим признаком образцово-показательного «соцгорода» стала промышленная функция. В исследованиях В.А.Исупова, А.С.Московского, Б.И.Оглы подчеркивается, что за период социалистической реконструкции в Сибири появились 73 новых рабочих поселка и 16 городов, из них 12 в Кузбассе, а среди последних по темпам роста численности населения и по отведенной им роли «образцово-показательных» выделялись Сталинск (Новокузнецк) и Прокопьевск; число жителей первого выросло за 1926-1939 гг. более, чем в 40 раз, а второго почти в 10 раз.

На наш взгляд, изменения коснулись и крупных - «старых» - многофункциональных городов-центров, хотя количественно они были значительно меньшими. Тем не менее признаки их превращения в города советского типа с соответствующими координатами культурного пространства можно уловить вполне отчетливо. Например, в обнаруженных архивных материалах готовившегося справочника «Город Омск» для Омска конца 1930-х гг. отмечалось укрепление его роли как экономического центра «обслуживания потребностей реконструкции сельскохозяйственных районов Сибири и Урала», перспективы его роста связывались в значительной степени с его положением «перевалочного пункта и аккумулятора растущей сельскохозяйственной продукции», который должен «переработать эти огромные массы сырья, освобождая транспорт от громоздких и скоропортящихся грузов»; на 1943-47 гг. намечалось строительство 12 заводов, в том числе синтетического каучука, холодального оборудования, бисквитно-пряничной фабрики, из общественных зданий - большого Дома Советов и здания областной библиотеки; подчеркивалось, что почти все культурно-просветительские учреждения появились в советский период, в том числе только за 1936 г. три новых: дом санитарной культуры, дом народного творчества, дом пионеров2.

Как известно, более разнообразными и впечатляющими были преобразования в предвоенном культурном ландшафте Новосибирска, хотя и его перспективы определялись преимущественно индустриальной функцией, строительством новых предприятий крупного машиностроения и металлообработки; одновременно с 1938 г. в ответ на просьбу партийно-административных органов город был отнесен к числу режимных « в целях прекращения дальнейшего притока и очистки города от социально-чуждого и классово-враждебного элемента». К концу 1930-х гг. этот главный центр региона, по мнению Б.И.Оглы, соединяя черты провинциального Новониколаевска и сибирской столицы, являясь феноменом в советском градостроительстве, демонстрировал контуры будущего крупнейшего центра огромными одиночными объемами производственных и общественных зданий, силуэтами труб и градарен индустриальных гигантов, начатыми и проектируемыми стройками отдельных уникальных объектов - театра оперы и балета, Дома соцземледелия и т. п.».3


Новосибирск - театр оперы и балета

Новосибирск - театр оперы и балета
События и процессы второй чрезвычайной полосы в истории страны и ее воздействие на культурно-цивилизационный ландшафт сибирских городов закрепили и усилили диспропорции в культуре региона. На наш взгляд, эвакуируемые потоки городского населения из Европейской России в Сибирь носили более организованный характер, хотя по численности и мощности они были явно превышающими показатели первой полосы. Организованная эвакуация обеспечила преимущественный приток в регион городских жителей из крупных и развитых в культурном отношении центров. Так, по данным В.В.Алексеева и В.А.Исупова, в Новосибирской области на долю бывших жителей Москвы приходилось 11,7%, Ленинграда - 5,7%, а в целом за годы войны доля выходцев из Европейской России составила 25% населения Сибири. Их основная часть - квалифицированные рабочие и технические специалисты со сложившимися культурными запросами и интересом к культурному досугу высокого уровня4.


Барнаул - ТЮЗ

Барнаул - медицинский институт

Барнаул - народный дом
Отсюда мы делаем вывод о первостепенном по значимости изменении сибирского культурного ландшафта - укреплении городской среды за счет культурных учреждений общесоюзного масштаба и уникальных культурных образцов. Напомним, что в Сибири были размещены: в Новосибирске -Ленинградский академический театр драмы имена А.С.Пушкина, Ленинградский Новый ТЮЗ, театр кукол С.В.Образцова, в Томске -Первый Белорусский драматический театр, в Омске - театр имени Е.Вахтангова и Сталинградский театр оперетты, в Барнауле - Камерный театр А.Я.Таирова и Днепропетроский драмтеатр, в Иркутске -Киевский театр оперы и балета, огромное значение для Новосибирска для его будущего развития имело пребывание там Ленинградской филармонии под руководством Е.Мравинского, филиала Третьяковской галереи. Вживление в местную культуру коллективов центральных научно-исследовательских учреждений и вузов, музеев, библиотек, архивов коснулось на этот раз не только крупных городов, но и малых, что привело, к изменению географии распределения профессиональных культурных ценностей. Например, в Киселевске работал Центральный детский театр, в Тайге - Николаевский украинский театр, в Гурьевске - Черниговский театр, с помощью ленинградских режиссеров и актеров был создан постоянный театр в Нарыме, появились театры в Ялуторовске, Ханты-Мансийске5.

Культурное поле региона расширялось за счет гастрольных поездок. Вовлеченными в живое общение со столичными культурными деятелями оказались жители Омской, Томской, Новосибирской областей, Красноярского края и Забайкалья.

Как нам представляется, в условиях второй экстремальной полосы трансформации местного культурного потенциала как ядра всего соответствующего ландшафта в конечном результате все же приводили к его приращению. Однако сам процесс приращения имел как минимум две ступени. Первая - исходная - адаптационная для всех с точки зрения событий начального периода Великой Отечественной войны, для пришлых культурных сил имела свою специфику привыкания и вхождения в мир местной культуры. Как свидетельствуют источники личного происхождения, вначале было характерное преобладание «столичного скепсиса» по отношению к местной городской культурной среде, ее оценок как периферийной, провинциальной с негативным подтекстом, отсюда дистанцированность, разобщенность форм профессиональной деятельности. Однако на следующей ступени, суть которой можно обозначить как «прививку к местному древу» наблюдается несомненный факт взаимообогащения как на профессиональном, так и на культурно-личностном уровнях. Не случайно в воспоминаниях и письмах актеров, режиссеров, художников мы находим такие оценки: «...мы тесно общались и дружно работали три года. В результате профессиональное мастерство сибиряков заметно окрепло»; «мы и сами стали более тщательно работать над ролями, более творчески подходить к своим задачам, к форме спектаклей. Вырос наш эстетический вкус»; а рядом шутливое название, придуманное вахтанговцами для приютившего их города «Омсква»6.


Барнаул - городская библиотека
Формы «прививки» к местной культуре были разнообразными. Среди них появление новых отделений творческих союзов, работа специальных лекториев для повышения квалификации сибирских кадров, занятия с актерами и художниками. Для работников искусств в Новосибирске читали лекции по мировой культуре И.Соллертинский и Ю.Вайнкоп, по шекспировской драматургии с показом сцен и монологов провели цикл занятий Л.Вивьен, Г.Козинцев, Ю.Юрьев; создавались специальные студий и мастерские, как например, в Барнауле подобной студией руководили Д.Моор и М.Черемных, в Иркутске - Д.Штернберг; заключительное звено в этой цепочке - организация внутри местных коллективов учебных заведений и на базе соответствующих учреждений новых коллективов, как в барнаульской музыкальной школе имени И.Глазунона эвакуированные педагоги впервые создали из лучших учащихся симфонический оркестр - руководитель Д.И.Клер и одновременно два больших хора - инициатор - Н.Я.Гродзенская. В Новосибирске режиссер Ленинградского театра имени А.С.Пушкина В.Гайдаров и актриса О.Гзовская возглавили молодежную театральную студию, преобразованную в 1944 г. в городской молодежный драматический театр; продолжение этой линии приращения наблюдалось и после реэвакуации: были созданы Алтайская и Новосибирская филармонии, симфонический оркестр, ансамбль песни и пляски, эстрадный оркестр, струнный квартет, позже появились музыкальные театры в Омске, Новосибирске, где 12 мая 1945 г. оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин» торжественно открылся Новосибирский государственный театр оперы и балета, давший до конца года еще четыре премьеры лучших отечественных и зарубежных опер (новое здание стало архитектурным символом города)7.


1 Рыженко В.Г., Назимова В.Ш. Трансформации культурного потенциала сибирских городов в экстремальных условиях советской эпохи //Городская культура Сибири: история и совре-менность. Омск, 1997. С.128-137. [вернуться]
2 Рыженко В.Г., Назимова В.Ш. Указ.соч. С.128-129. [вернуться]
3 Оглы Б.И. Указ. соч.; Это подтверждает и материал юбилейной хроники: Новосибирск. 100 лет. События. Люди. Новосибирск, 1993. С.171-192. [вернуться]
4 Московский А.С., Исупов В.А. Формирование городского населения.? [вернуться]
5 Рыженко В.Г., Назимова В.Ш. Указ.соч. С.128-129. [вернуться]
6 Впервые на эти воспоминания указала В.Ш.Назимова, затем фрагмент отдельно, посвящен-ный вахтанговцам, включил в свою статью "Арбат - улица омская" театровед М.Мудрик. [вернуться]
7 Рыженко В.Г., Назимова В.Ш. Указ. соч. С. 133-137. [вернуться]


Параграф 3 Глава 9
Hosted by uCoz