§1. Тобольское культурное гнездо

В последнее время в исторической науке наметилась тенден-ция отхода от пренебрежительного отношения к провинции и, в ча-стности, к провинциальной культуре. Поиски новых подходов к изу-чению и освещению духовной жизни провинции привели к разра-боткам краеведов 20-х годов. Многие исследователи сходятся на том, что отринутые когда-то идеи Н.К.Пиксанова и его последовате-лей о "культурных гнездах" являются одним из наиболее удобных способов описания провинциальной духовной культуры.

Несмотря на то, что на протяжении нескольких столетий То-больск являлся столицей Сибири, он, в связи с удаленностью от цен-тра России, воспринимался как провинция (в нелестном смысле это-го слова). Именно тогда Тобольск накопил свой духовный потенци-ал, который не исчерпал себя и сегодня. Неоднократно многими ис-следователями подчеркивалась неоспоримая роль Тобольска как ад-министративного, торгового и культурного центра. Нам же пред-ставляется интересным обратиться к изучению внутренней духовной жизни города, как "культурного гнезда" со своими традициями, ока-зывавшими влияние на духовный мир горожан. Одной из культур-ных традиций, которую можно проследить с XVII в. и до наших дней является пристальное внимание к истории родной земли.

На формирование культуры Тобольска XVII в. заметное влия-ние оказало духовенство и военно-служилое население Сибири. Ду-ховенство в ХУП - нач. XVIII вв. было одной из наиболее грамотных категорий населения, да и сама культура того времени была по сути религиозной. Церкви принадлежали прерогативы в области литера-туры, в области искусства и в области архитектуры. Следуя древне-русским традициям, летописание также находилось в ведении церк-ви. Возникновение в 20-х гг. XVII в. местного тобольского летопи-сания связано с именем первого сибирского митрополита Киприана Старусенкова (1621-1623). По его инициативе был составлен "Сино-дик Ермаковым казакам" (1636). При архиепископе Нектарии (1636-1640) были созданы три памятника сибирской литературы: "Есипов-ская летопись", основой для которой послужил выше упомянутый "Синодик..."; "Сказание о явлении и чудесах Абалацкой иконы Бо-городицы" (1636-1641) и "Повесть о городах Таре и Тюмени" (1636-1642).

Тобольский архиерейский дом являлся также одним из основ-ных книжных центров Сибири. В его хранилищах откладывались книги, как привезенные митрополитами и архиепископами из евро-пейской России, так и книги местной сибирской печати. В настоя-щее время в фондах Тобольского музея хранится несколько книг с владельческими надписями архипастырей. Немало сделали для про-свещения тоболяков Филофей Лещинский, открывший в 1703 г ар-хиерейскую школу (вторую в Тобольске после светской) и Антоний Нарожницкий, преобразовавший эту школу в 1743 г. в духовную се-минарию.

На протяжении XVII в. самую многочисленную категорию на-селения Сибири составляли служилые люди - казаки и стрельцы. На их плечи выпало не только освоение сибирских земель, но и их изу-чение. Наиболее выдающимся представителем сословия Тобольских служилых людей выступает С.У Ремезов - замечательный архитек-тор, картограф, историк. Его "История Сибирская" продолжила тра-диции местного летописания. В 60-х гг. XVIII в. тобольским ямщи-ком Иваном Черепановым была написана "Сибирская хронография" (по фамилии автора получившая название "Черепановской летопи-си").

В конце XVIII в. Тобольск переживает бурный культурный подъем. В 1789 г. в городе появилась первая частная типография, принадлежавшая купцу Василию Корнильеву. С первого года ее ос-нования начал выходить журнал "Иртыш, превращающийся в Ипок-рену", редакцию которого составили преподаватели открытого в этом же году Главного народного училища Т.М. Воскресенский, И.Б Лафинов, В.Я. Прутковский и И.А. Набережнин. Активно участво-вали в издании журнала ссыльный П.П. Сумароков, губернский про-курор И.И. Бахтин и ученики Главного народного училища. Важны-ми событиями для Тобольска, было также основание профессио-нального театра и развитие музыкальной культуры города.

Культурно-исторические традиции, сложившиеся в Тобольске в XVII - XVIII вв. нашли продолжение и получили свое развитие в следующем столетии. Не случайно XIX в. дал Тобольску и России историка П.А. Словцова, поэта-сказочника П.П. Ершова, художника М.С. Знаменского и ученого Д.И. Менделеева.

Возможно, как никогда более убедительно пример преемст-венности поколений прослеживается на семье Менделеевых. Мария Дмитриевна Менделеева была внучкой Василия Корнильева. Дом Менделеевых в 20-30-х гг. XIX в. был одним из культурных очагов в городе. В этом доме бывали П.П. Ершов, П.А. Словцов, ссыльный композитор А.А. Алябьев, декабристы.

Воспитаннику Тобольской духовной семинарии, вышедшему впоследствии из духовного звания и посвятившему себя делу про-свещения Сибири и изучению истории тобольской земли, П.А. Словцову принадлежит исторический труд - "Историческое обозре-ние Сибири", краеведческие работы "Прогулки вокруг Тобольска", "Письма из Сибири" и другие. Этот интерес к истории родной земли ему удалось передать и П.П. Ершову, в беседе с которым он как-то сказал: "Ни одного дня в своей жизни не бросил я в жертву праздно-сти. Не выгоды, а бескорыстное чувство долга и любви к родине по-буждало к тому".

Общаясь с П.А. Словцовым, Петр Павлович заинтересовался его описанием местности Сузгун, связанной с легендой о царице Сузге. Он разыскал татарскую рукопись с легендой, перевел ее на русский язык и сделал из нее поэму М.С. Знаменский сделал ряд ил-люстраций к ней, опубликованных в альбоме (1881), посвященном 300-летию присоединения Сибири к России. В него вошли следую-щие акварели: Сузге упрашивает Кучума построить царский терем на высоком холме, гора Сузгун, атаман Гроза возле умирающей Суз-ге.

Это же произведение Ершова натолкнуло Знаменского на мысль провести раскопки в исторических окрестностях Тобольска, которые он осуществил в 1878-1880 годах. Много работ М.С. Зна-менского посвящено истории Тобольска, например, "Знамя Ермака", "Искер" и другие. Несмотря на то, что Тобольск и тоболяки часто служили для него материалом для довольно острых карикатур ("Ка-лендарь на 1880 год", альбом "Провинциала"), Знаменский безза-ветно любил Тобольск и его историю. Как-то отвечая биографу П.П. Ершова Ярославцеву на просьбу сообщить некоторые данные об умершем поэте, он написал: "Известна ли Вам особенная черта си-бирской натуры - привязанность к своему невзрачному гнезду? Я испытал это на себе".

Вероятно ощущал эту привязанность и И.Н. Юшков - основа-тель Тобольского музея, который и по сей день является хранителем страниц славного исторического прошлого Тобольска1.


1 Винокурова Н.В. Указ. соч. - С. 12-14. [вернуться]


Раздел III Параграф 2
Hosted by uCoz