§4. Ювелирных дел мастер и губернатор Д.И.Чичерин

"...Именно выходцы из Великого Устюга, значительного художественного центра Русского Севера, оказали большое влияние на возникновение и развитие искусства серебряников Сибири. Позднее ими же было принесено в Тобольск и мастерство чернения. Очевидно, определенное влияние на дальнейшее развитие ювелирного дела в Сибири оказала и пленные шведы.

Наибольший подъем производства серебряных вещей отмечен во время правления губернатора Дениса Ивановича Чичерина (ноябрь 1763-май 1781). Большая часть дошедших до нашего времени тобольских серебряных вещей с чернью была изготовлена для него или членов его семьи.

На художественные вкусы провинциальных мастеров влияло и то, что в XVII- XVIII вв. занимал совершенно исключительное положение. Здесь была столица Сибирской губернии, территория которой простиралась от Вятки до Камчатки. Это был самый населенный город Сибири. Сюда постоянно направлялись торговые караваны с Востока, в гостиных дворах встречались купцы из Джунгарии, Бухары, Казахской орды, Монголии, Китая, Москвы, Вятской земли и т.д.

...Впитывая достижения русского, восточного и европейского искусства, сибирские мастера имели и свои ярко выраженные местные художественные традиции....Часто местные сюжеты встречаются на стаканах, чарках, коробочках, табакерках и других предметах, изготовленных в Тобольске и хранящихся в собраниях Исторического музея и Оружейной палаты: здесь и охотник на лыжах, и всадник, преследующий добычу, изображения сибирских городов и пейзажей, планы городов и карты Сибири.

...Мастера Тюмени на протяжении всего XVIII в. специализировались на мелких серебряных изделиях: серьгах, кольцах, крестах, цепочках, запонках. Вся их продукция была рассчитана на простой люд.


Икона Св. Михаила и Анны
Тобольск в XVIII столетии, так же, как и в XVII, продолжал занимать лидирующее положение в серебряном производстве Сибири. Здесь находились наиболее квалифицированные ремесленники, производившие вещи высокого художественного уровня. Известно, что С.У. Ремезов еще в 1713 году вырезал серебряную печать для города Шадринска. В 1748 году тобольскому цеховому мастеру Илье Уткину было велено, по поручению митрополита Тобольского и Сибирского Антония, изготовить два кадила и митру архиерейскую. Интересно, что при изготовлении митры мастер употребил более ста драгоценных камней, тридцать золотников жемчуга, три фунта серебра, эмалевые накладки. Общий вес золоченой митры - пять фунтов.

Наиболее широкое распространение обработки драгоценных металлов в Западной Сибири приходится на вторую половину XVIII века. Расцвет черневого искусства в Тобольске приходится на 70-80-е годы XVIII столетия, на время уже упоминавшегося Д.И.Чичерина.

Мост в Тобольске
Необходимо напомнить, что на многих известных черневых предметах мастера-серебряники наносили его герб, инициалы или портреты. Большая часть серебряных черневых изделий, изготовленных в Тобольске, в настоящее время хранится в Государственном Историческом музее, Оружейной палате, Русском музее, меньшая – в музеях Киева и Вологды. К сожалению, в коллекциях Тобольского и Тюменского краеведческих музеев черневые изделия сибиряков не представлены.

Особенностью сибирского ремесла, в том числе серебряного, в XVII - начале XVIII века являлось преобладание среди мастеров служилого люда: стрельцов, казаков, ямщиков, детей боярских. Постепенно служилые люди оттесняются посадскими, которые, в свою очередь, уступают место мещанам, купцам, цеховым....в их работе принимали участие и члены семьи. В списках мастеров серебряного дела часто встречаются женские имена и фамилии....Целые династии мастеров на протяжении десятков лет занимались обработкой драгоценных металлов. Так, например, в Тюмени фамилии Барашковых, Черепашковых, Серебрениковых и Рамицыных встречаются в документах на протяжении всего XVIII века.

Тобольске многочисленными и продолжительными по времени династиями были Кудрины, Богдановы, Вершинины, Брюхановы, Балашевы.

...Во второй половине XIX века в Тобольске наблюдается значительный упадок ювелирного искусства, чувствуется постепенное угасание ремесла, связанное с общим явлением - упадком серебряного мастерства в провинциальных городах России того времени. Закрытие пробирной палаты, малая доходность ремесла, трудности получения серебра для работ и сложность сбыта готовых изделий приводят ювелиров в зависимость от скупщиков.

Сейчас мы можем говорить о сибирских мастерах только в прошедшем времени. Искусство это пока не возродилось, но остались замечательные произведения сибирских серебряников, которые внесли значительный вклад в общерусскую художественную культуру».

Параграф 3 Параграф 5
Hosted by uCoz