§27. Тобольский косторез - Минсалим Тимергазеев.


М.Тимиргазеев - шаман


М.Тимиргазеев - Иванушка
на кобылице
...Очередным вариантом северной темы в тобольской резьбе стали создававшиеся в 1930-е гг. многофигурные композиции. Они напоминали макетообразные «стоянки», которые в XVII в. резали холмогорские мастера, в них лишь вносились детали, показывающие те изменения, которые принесла в жизнь северян советская власть - появление школ, радио и т. д.


М.Тимиргазеев - Мамонтенок
В 1950-е гг. преобладающее положение занимает жанровая скульптура, для которой характерно внимание к деталям, повествовательность. Работы на северные темы отличались лишь введением каких-либо характерных атрибутов - нарт, оленей, а лицу придавались условно-северные черты. Более органичными при обращении к северной теме в то время оказались так называемые «поездки», «гонки», изображающие северянина в нартах, запряженных оленями или собаками. Эти композиции динамичны, изящны по силуэту. Подобные произведения создаются и до настоящего времени, и теперь они стали своеобразной визитной карточкой тобольской резной кости.


А.П.Кугаевский - "Я тебя
за мамонтом посылала"

В.С. Синицких - "Мужичок с ноготок"

И.И.Новиков - шкатулка

Панагия
С середины 1960-х гг. в тобольской резьбе, как и во всем советском искусстве того времени, резко меняются принципы пластического решения, манера обработки материала: вместо тщательной моделировки - лаконичные объемы, обобщение формы, благодаря чему активнее выявляется фактура кости. Меняется тематическое соотношение, северная тема становится абсолютно преобладающей. Излюбленными являются одно-трехфигурные композиции с замкнутым объемом, мягко струящимися линиями. Тональность, по-прежнему, мажорная, а персонажи весьма условны и пребывают в некоем условном же мире. Подобные произведения интересны прежде всего с пластически-декоративной точки зрения и привлекательны своей жизнеутверждающей наполненностью. Эта линия в тобольской резной кости благополучно существует и в настоящее время как в творчестве мастеров, начинавших свой путь в 1960-е гг., так и многих более молодых. Но сейчас она не является единственной. И одним из тех, кто совсем по-иному подошел к этой уже традиционной для Тобольска теме, является художник Минсалим Тимергазеев (1950 г.р.)

В первых произведениях, изображающих детские игры, Тимергазеев ставил перед собой чисто формальные задачи, создавая построенные на упругом пластичном ритме (в чем явственно чувствуется влияние блистательного мастера Г.Г. Кривошеина) самодостаточные композиции, которые были тепло встречены на выставках.

Но, освоив до свободного владения приемы резьбы этого времени, художник пошел по пути более углубленного проникновения в материал. Прежде всего он попытался уловить и передать своеобразную, свойственную именно его героям, жителям Среднего Приобья - рыбакам, охотникам, оленеводам, - манеру двигаться, сидеть, носить одежду и т.д. Это потребовало регулярных поездок на север, в т. ч. и на фольклорные праздники, участия в экспедициях Тюменского музея изобразительных искусств по изучению традиционного искусства народов Приобья. В итоге появляется серия, изображающая его героев за игрой на национальных инструментах. Произведения Тимергазеева обрели свое лицо, а персонажи наполнились ощущением живой реальности, убедительности и были очень обаятельны.

Но, пожалуй, главное, что понял художник во время своих поездок, - слитность всего живого, характерная для мироощущения людей, живущих единой с природой жизнью. Это явственно проявилось в композиции «Весенний мотив», в которой мальчик, олень, поющая птица абсолютно равны в своей радостной открытости миру. Наиболее светло и поэтично идея равноценности всего сущего выражена в работе «Несущие лодку». В данной миниатюре художник впервые преобразует предмет в метафору, что станет характерным для многих работ последнего периода - здесь опрокинутая лодка, которую несут мужчины, одновременно является образом небесного свода, защищающего идущего под лодкой малыша.

Подсвечник
Серьезное освоение темы позволило М. Тимергазееву быть свободным и в выборе материала, и в приемах его обработки, и в пластическом решении работ. Он может создавать и метафорический визуальный вариант поэтического сказания («Мансийская легенда»), и этнографическую зарисовку, или же обратиться к принципам станкового произведения. Примером последнего может служить композиция «Домино», в которой художник с горечью отмечает беззащитность своих героев перед лицом агрессивно наступающей цивилизации.

Уже в ряде первых работ мастера неожиданно (а скорее закономерно) проявилось интуитивное ощущение близости абриса композиции орнаменту. Это явилось для художника своеобразным толчком к изучению хантыйского орнамента и на живом материале, и в музейных коллекциях. В процессе этого изучения он создает даже пластический вариант орнамента, используя в композиции «Медведь» знак этого зверя и изображение счетной палочки на медвежьем празднике. А в целой серии работ, изображающих шамана, как бы на глазах у зрителя происходит перерастание, перерождение конкретного объекта в его знак. Руки шамана превращаются в ветви, растения у его ног одновременно прочитываются как птицы, а сам шаман является связующим между верхом и низом, срединным звеном еще неявственно намеченного трехмерного вертикального членения мира. В последних работах эта функция шамана выявлена совершенно осознанно, а композиции в целом являются поэтическим образом космогонической схемы, не перерастая в знак, сохраняя свою пластическую основу.

Параграф 26 Параграф 28
Hosted by uCoz