Бердяев Николай Александрович
(6 марта 1874, Киев – 24 марта 1948, Кламар
близ Парижа).
Один из наиболее известных и
признанных за рубежом русских
религиозных философов,
причисляемый нередко к философам-экзистенциалистам.
Родом из старинной дворянской
семьи. Воспитывался в Киевском
кадетском корпусе. Однако ушел из 6
класса и самостоятельно
подготовился к экзаменам на
аттестат зрелости. В 1894 году
поступил на естественный факультет
Киевского университета, в 1895 году
перешел на факультет юриспруденции
- на первом курсе, как вспоминал
позднее Б., произошла его “встреча
с возникшим в России марксизмом”,
после чего Б. становится
сторонником этого учения. Как он
писал в работах “Самопознание” и
“Русская идея”, в марксизме его
особенно прельщал мощный
историософский пафос. С самого
начала Б. относил себя к “критическим
марксистам”, в противоположность
“ортодоксам”, тем не менее
сотрудничал с Киевским социал-демократическим
комитетом. В 1897 году за участие в
студенческих волнениях арестован,
исключен из университета и сослан в
Вологду, где в это время находились
в ссылке и Л.М.Ремизов, и Б.В.Савинков,
и А.А.Богданов, и А.В.Луначарский.
Первая же книга Б. “Субъективизм и
индивидуализм в общественной
философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском”
(1901) принесла ему широкую
известность. Подобно С.Н.Булгакову
Б. на протяжении 1900-1906 годов
испытывает значительную эволюцию
своих воззрений. Однако, в отличие
от Булгакова, переходит на позиции
“мистического реализма”,
обращенного как против
исторической церкви, так и против
марксизма, понимаемого в качестве
религии. С 1908 года в Москве
сближается с основателями
Религиозно-философского общества.
В революции 1905-1907 годов усматривал
соединение “двух анархий” – “красной
и черной”, равно для него
неприемлемых.
Один из инициаторов и авторов
сборника “Вехи”, обвинял
интеллигенцию в подчинении “утилитарно-общественным
целям. К 1911 году завершается в
основном формирование философских
позиций Б., что и было воплощено в
работе “Философия свободы” (в
эмиграции сам Б. невысоко оценивал
этот свой труд). В 1916 году было
опубликовано гораздо более
значимое и удачное, по мнению
автора сочинение “Смысл
творчества. Опыт оправдания
человека”, где в блестящей форме
изложена была авторская
антропологическая и одновременно
– историософская концепция.
Первую мировую войну Б. полагал
справедливой и нужной для России. 28
февраля года 1917 года Б. призывал
войска, сконцентрированные в
Манеже, не стрелять в народ.
Февральскую революцию встретил с
надеждой, полагал, что совершается
“не классовая, а … всенародная
революция, осуществляются задачи
общенациональные и
общегосударственные”. Среди
последних Б. числил задачу
продолжения войны до разрешения “восточного
вопроса, завещанного нашему
поколению рядом столетий
предшествующей истории”,
доказывал, что “на практике
интернационализм сейчас в России
означает защиту Германии и
германского социализма,
настроенного наиболее
империалистически”. В июне был
одним из учредителей (вместе с М.В.Родзянко,
П.Б.Струве, В.В.Шульгиным) “Лиги
русской культуры”. 9 августа на
Совещании общественных деятелей в
Москве делал доклад об
экономическом положении России,
был избран в Постоянное Бюро по
организации общественных сил. В
начале октября работал в Комиссии
по национальным вопросам
Предпарламента, которую сам
характеризовал как “комиссию по
разделу России”. Октябрьскую
революцию рассматривал
первоначально как несущественный
эпизод, подчеркивая, что “чудовищный
нигилизм, торжествующий в этих
процессах, есть явление старой
России”, считал, что “в Советах
крестьянских депутатов сидят не
русские крестьяне, а наехавшие из-за
границы интеллигенты, чуждые
народу”.
В 1918 году был избран вице-президентом
Всероссийского союза писателей,
зимой 1918-1919 годов был инициатором
организации Вольной академии
духовной культуры,
просуществовавшей по 1922 год, где
сам Б. читал лекции по философии и
богословию. Был автором сборника “Из
глубины”, в котором доказывал, что
коммунизм может быть преодолен
лишь посредством внутреннего
изживания, что предполагало
принятие правды коммунизма –
социализма и исключало возможность
и разумность силовой борьбы с
большевиками.
В 1920 году Б. был избран
профессором Московского
университета. Тогда же подвергался
аресту по делу “Тактического
центра”, допрашивал Бердяева сам Ф.Э.Дзержинский,
после чего арестованный был
освобожден. В сентябре 1922 года Б.
был выслан из России. До 1924 года жил
в Берлине, где основал (с помощью
американского Союза христианских
молодых людей) Религиозно-философскую
академию. В 1926 году возглавил
журнал “Путь” и руководил
религиозно-философским
издательством “IMCA-Press” за годы
жизни в Париже-Кламаре Б. написал
большую часть своих философских
трудов:
“О назначении человека”, “Опыт
эсхатологической метафизики”, “Судьба
человека в современном мире”, “Русская
идея” и др. В июне 1941 года писал: “Вторжение
немцев в русскую землю потрясло
глубины моего существа. Моя Россия
подвергалась смертельной
опасности, она могла быть
расчленена и порабощена”. Б. писал,
что чувствовал себя слитым с
действиями и успехами Красной
армии.
Говоря о месте Б. в российской
истории, философ Г.П.Федотов
подчеркивал: “Н.А.Бердяев войдет
навсегда в историю России как образ
живого и страстного религиозного
искателя и борца, как человек,
впервые открывший Западу все
богатство и сложность, всю
противоречивость и глубину
русского религиозного гения”.
Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона. Мультимедийное
издание. Electrotech Multimedia. 1998.