Бердяев Николай Александрович (6 марта 1874, Киев – 24 марта 1948, Кламар близ Парижа).
        Один из наиболее известных и признанных за рубежом русских религиозных философов, причисляемый нередко к философам-экзистенциалистам. Родом из старинной дворянской семьи. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе. Однако ушел из 6 класса и самостоятельно подготовился к экзаменам на аттестат зрелости. В 1894 году поступил на естественный факультет Киевского университета, в 1895 году перешел на факультет юриспруденции - на первом курсе, как вспоминал позднее Б., произошла его “встреча с возникшим в России марксизмом”, после чего Б. становится сторонником этого учения. Как он писал в работах “Самопознание” и “Русская идея”, в марксизме его особенно прельщал мощный историософский пафос. С самого начала Б. относил себя к “критическим марксистам”, в противоположность “ортодоксам”, тем не менее сотрудничал с Киевским социал-демократическим комитетом. В 1897 году за участие в студенческих волнениях арестован, исключен из университета и сослан в Вологду, где в это время находились в ссылке и Л.М.Ремизов, и Б.В.Савинков, и А.А.Богданов, и А.В.Луначарский. Первая же книга Б. “Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском” (1901) принесла ему широкую известность. Подобно С.Н.Булгакову Б. на протяжении 1900-1906 годов испытывает значительную эволюцию своих воззрений. Однако, в отличие от Булгакова, переходит на позиции “мистического реализма”, обращенного как против исторической церкви, так и против марксизма, понимаемого в качестве религии. С 1908 года в Москве сближается с основателями Религиозно-философского общества. В революции 1905-1907 годов усматривал соединение “двух анархий” – “красной и черной”, равно для него неприемлемых.
        Один из инициаторов и авторов сборника “Вехи”, обвинял интеллигенцию в подчинении “утилитарно-общественным целям. К 1911 году завершается в основном формирование философских позиций Б., что и было воплощено в работе “Философия свободы” (в эмиграции сам Б. невысоко оценивал этот свой труд). В 1916 году было опубликовано гораздо более значимое и удачное, по мнению автора сочинение “Смысл творчества. Опыт оправдания человека”, где в блестящей форме изложена была авторская антропологическая и одновременно – историософская концепция.
        Первую мировую войну Б. полагал справедливой и нужной для России. 28 февраля года 1917 года Б. призывал войска, сконцентрированные в Манеже, не стрелять в народ. Февральскую революцию встретил с надеждой, полагал, что совершается “не классовая, а … всенародная революция, осуществляются задачи общенациональные и общегосударственные”. Среди последних Б. числил задачу продолжения войны до разрешения “восточного вопроса, завещанного нашему поколению рядом столетий предшествующей истории”, доказывал, что “на практике интернационализм сейчас в России означает защиту Германии и германского социализма, настроенного наиболее империалистически”. В июне был одним из учредителей (вместе с М.В.Родзянко, П.Б.Струве, В.В.Шульгиным) “Лиги русской культуры”. 9 августа на Совещании общественных деятелей в Москве делал доклад об экономическом положении России, был избран в Постоянное Бюро по организации общественных сил. В начале октября работал в Комиссии по национальным вопросам Предпарламента, которую сам характеризовал как “комиссию по разделу России”. Октябрьскую революцию рассматривал первоначально как несущественный эпизод, подчеркивая, что “чудовищный нигилизм, торжествующий в этих процессах, есть явление старой России”, считал, что “в Советах крестьянских депутатов сидят не русские крестьяне, а наехавшие из-за границы интеллигенты, чуждые народу”.
        В 1918 году был избран вице-президентом Всероссийского союза писателей, зимой 1918-1919 годов был инициатором организации Вольной академии духовной культуры, просуществовавшей по 1922 год, где сам Б. читал лекции по философии и богословию. Был автором сборника “Из глубины”, в котором доказывал, что коммунизм может быть преодолен лишь посредством внутреннего изживания, что предполагало принятие правды коммунизма – социализма и исключало возможность и разумность силовой борьбы с большевиками.
        В 1920 году Б. был избран профессором Московского университета. Тогда же подвергался аресту по делу “Тактического центра”, допрашивал Бердяева сам Ф.Э.Дзержинский, после чего арестованный был освобожден. В сентябре 1922 года Б. был выслан из России. До 1924 года жил в Берлине, где основал (с помощью американского Союза христианских молодых людей) Религиозно-философскую академию. В 1926 году возглавил журнал “Путь” и руководил религиозно-философским издательством “IMCA-Press” за годы жизни в Париже-Кламаре Б. написал большую часть своих философских трудов:
        “О назначении человека”, “Опыт эсхатологической метафизики”, “Судьба человека в современном мире”, “Русская идея” и др. В июне 1941 года писал: “Вторжение немцев в русскую землю потрясло глубины моего существа. Моя Россия подвергалась смертельной опасности, она могла быть расчленена и порабощена”. Б. писал, что чувствовал себя слитым с действиями и успехами Красной армии.
        Говоря о месте Б. в российской истории, философ Г.П.Федотов подчеркивал: “Н.А.Бердяев войдет навсегда в историю России как образ живого и страстного религиозного искателя и борца, как человек, впервые открывший Западу все богатство и сложность, всю противоречивость и глубину русского религиозного гения”.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Мультимедийное издание. Electrotech Multimedia. 1998.

Hosted by uCoz