Булгаков Сергей Николаевич (16 июня 1871, г. Ливны Орловской губ. – 13 июля 1944, Париж).
        Известный ученый-экономист, видный представитель русской религиозно-философской мысли, священник.
        Родом из исконного священнического рода, начало которого прослеживается, начиная с эпохи Ивана Грозного. Закончил Ливенское духовное училище, затем учился в Орловской духовной семинарии, которую не закончил, поскольку пережил серьезный духовный кризис и не в силах был “переносить интеллектуальный примитивизм и формальную религиозность”, царившие в семинарии. Завершил общее образование в Елецкой гимназии. В 1890 –1894 годах учился на юридическом факультете Московского университета. После окончания университета был оставлен на кафедре политической экономии и статистики для подготовки к профессорскому званию. С 1895 года начал преподавательскую деятельность, был увлечен марксизмом. В 1897 году вышла первая книга Б. – “О рынках при капиталистическом производстве”. В 1898 году был направлен в двухлетнюю заграничную командировку для продолжения научной работы и подготовки к званию профессора. Работал в Германии, Париже, Лондоне. Находясь в Германии, написал магистерскую диссертацию – двухтомный фундаментальный труд “Капитализм и земледелие”. В 1901 году опубликовал и блестяще защитил ее. К этому времени стал известным знатоком политической экономии и аграрного вопроса в России.
        В силу того, что распространявшийся в стране в конце XIX- начале ХХ веков марксизм являлся скорее “экономическим материализмом”, он довольно быстро обнаружил для некоторых российских его последователей явную неполноту, односторонность. В этой связи, девиз: “от марксизма - к идеализму” оказался близок значительной части деятелей русского культурного “ренессанса” рубежа XIX-ХХ веков. Поиски Булгакова, по его собственному определению, “вели к нравственному идеализму”. Произошедшая мировоззренческая эволюция была закреплена в следующей работе ученого. Речь о книге “От марксизма к идеализму” (СПб, 1903). К началу первой русской революции Б. придерживался идей христианского социализма, которые весьма активно пропагандировал, в частности, немало писал на эту тему. С 1904 года, вместе с Бердяевым редактировал журнал “Новый Путь”, а с 1905 года – “Вопросы Жизни”. В 1906 году был приват-доцентом Московского университета и одним из организаторов Религиозно-философского общества. Был депутатом Второй Государственной Думы как “независимый христианский социалист”, после чего глубоко разочаровался в политической деятельности вообще. Б. в дальнейшем был профессором Киевского политехникума и приват-доцентом Киевского университета. К 1909 году, произошла дальнейшая подвижка в мировоззрении Б. – завершилось его “возвращение к Богу”. Тогда же стал участником-автором известного сборника “Вехи”, стремясь подчеркнуть пагубность “человекобожества” русской интеллигенции. В 1912 году защитил докторскую диссертацию “Мир как хозяйство”, составившую первую часть книги “Философия хозяйства”. После Февральских событий трагически переживал падение самодержавия, “мистической священной государственной власти”, по его определению. 25 мая определением Священного Синода был включен в состав Предсоборного Совещания для подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви. 4 июня на Всероссийском съезде духовенства и мирян подчеркивал, что православие стоит перед новым искушением – “поклониться новому идолу – демократии”, которой Б. противопоставлял соборность. В конце 1917 года был занят исключительно работой Священного Собора Православной Российской Церкви, выступая за введение патриаршества. После Октябрьской революции составил по поручению Собора воззвание, которое должно было “осудить перед лицом народа выступление большевиков и поругания ими святынь Кремля”. В специальном докладе 13 ноября утверждал, что церковь должна строить отношения с государством “по вечным заветам своего бытия… не считаясь с изменчивым положением государства … а потому должно быть признано абсурдным то, что называется отделением церкви от государства”.
        Был одним из авторов сборника “Из глубины” (1918), где, как это ни покажется странным, проводил мысль о том, что большевизм все-таки предпочтительнее либерально-буржуазной альтернативе развития России. В июне 1918 года по благословению патриарха Тихона принимает духовный сан и покидает Московский университет. В июле вынужден был уехать в Крым к семье. Обосновался в Симферополе, был профессором Таврического университета по кафедрам политэкономии и богословия. После разгрома войск генерала П.Н. Врангеля был протоиереем Ялтинского Собора. С приходом Красной Армии потерял место профессора.
        В конце 1922 года (по одним данным: 17 декабря, по другим – 30) был выслан вместе с семьей за пределы Советской России. Сначала оказался в Константинополе, в мае 1923 года - в Праге, где был профессором церковного права и богословия в Русском научном институте, организованном при Пражском государственном университете благодаря усилиям П.И.Новгородцева и содействию чешского правительства. Здесь появилась первая собственно богословская работа Б. “Святые Петр и Иоанн”. В Праге Б. познакомился с профессором В.Зеньковским и доктором Дж.Моттом, вместе с которыми разработал проект создания Православной Духовной академии в Париже, который и был реализован в 1925 году. Отец Сергий получил в академии кафедру догматического богословия и окончательно обосновался в Париже. В 1930 годы участвовал в экуменическом движении. С началом второй мировой войны активно выступал противником фашизма, благословил на участие в Движении Сопротивления своих духовных детей: знаменитую Мать Марию (Е.Ю.Кузьмину-Караваеву) и священника Д.Кляпинина.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Мультимедийное издание. Electrotech Multimedia. 1998.

Hosted by uCoz