§3. Макс Вебер о перспективах буржуазно-демократической революции в России.

        К ряду очень продуктивных и оригинальных концепций “пессимистического” толка относится система построений Макса Вебера о перспективах революции в России.
        Рассмотрим последнюю в трех ее основных, на наш взгляд, аспектах.

Аспект первый. Конституционализм и самодержавие.

        Начнем с декларации, которая четко определяет место М.Вебера в кругу историографов проблемы предпосылок революции 1917 г. в России. Эта декларация гласит: в России нет перспектив для буржуазной демократии, хотя благотворность ее вообще, для России в частности, вне всяких сомнений. Но этот вывод автор сделал по живым следам первой русской революции. То есть, по Веберу, все надежды на эволюционную политическую модернизацию страны тщетны. Иначе, в данном случае, речь идет о самом жестком “пессимизме”. Но почему? По представлениям М.Вебера “русский конституционализм”, возникший после октябрьского 1905 г. Манифеста, на деле был псевдоконституционализмом, подделкой. Это “не шаг к правовому – конституционному обществу, а ловушка, тупик”. Кстати, и П.Н.Милюков сразу по опубликовании Манифеста заявил: “ничего не изменилось, война продолжается”, да и Николай Второй полагал (или надеялся): “самодержавие осталось таким же, каким оно было до этого”.
        Однако почему октябрьский Манифест – это псевдоконституционализм? Дело в том, что самодержавие, пойдя на уступки, не сделало главного – не дало гарантий против абсолютного произвола полиции, не отменило административные арест и ссылку, не сделало чиновников ответственными перед независимым судом, а правительство – перед парламентом. И, вроде бы, да, есть Государственная Дума, создан Совет Министров – по форме все в порядке. Но по функциям и методам работы это было не подлинно конституционное правительство, а “бюрократически рационализированная автократия” – по определению Макса Вебера.
        Все политические дела, в итоге, перешли в руки профессионалов-бюрократов. При отсутствии местного и регионального самоуправления, реального парламента, конституции это означало абсолютную бюрократизацию общества. Да, монархия перестала быть абсолютной, но, вместе с тем, она не стала и конституционной. Зато несомненная реальность России после Манифеста – непоправимый ущерб авторитету Короны, ускорение общего разложения системы. Таким образом, псевдоконституционализм не устранил, не мог устранить важнейших конфликтов общества, лишь изменил очертания главного конфликта. Корона в этих условиях стала еще более деструктивной, чем ранее: она смертельно ранена и пытается всеми силами и способами возместить утрату престижа. Она еще способна “ухудшить ситуацию, но уже не в состоянии улучшить ее”. По мнению Макса Вебера, у самодержавия в 1905 году был шанс: дать реальную конституцию – вот возможное спасение, упущенная возможность Короны. В таком случае она бы обрела высокий общественный авторитет, была бы способна господствовать над бюрократией. Теперь же Корона, по оценке ученого, - заложник бюрократии и скомпрометирована навсегда. Итак, исход революции 1905-1907 годов для Династии – проигрыш, для центральной бюрократии – победа. Теперь самодержавию, по мнению Вебера, предстоит выбор, где у него выигрыша нет. В целях остановить революцию, оно вынуждено подавлять своих естественных союзников (помещиков, дворянство) и брататься с экономическими силами, которые несут неотвратимое Просвещение: разложение системы самодержавия. Действительно, самодержавие пошло на реформы - в частности, реализовало реформы Витте. Это обеспечило неотвратимое капиталистическое развитие, но ущемило интересы помещиков-экспортеров. Вместе с тем, самодержавие упорно противилось, тормозило становление политических институтов, правового и административного порядка, отвечающих потребностям свободного предпринимательства. Более того, в отношении экономических интересов буржуазии самодержавие провоцировало отчуждение. За исключением, может быть, крупнейших промышленников и банкиров (“петербургская” группа буржуазии”), буржуазия России, в немалой степени, страдала от бюрократического регулирования хозяйственной жизни, то есть была ущемлена в экономической сфере. К тому же, вся российская буржуазия ущемлена политически: избирательной реформой и приниженным положением в Государственном Совете. Кроме того, правительство было совершенно неспособно создать физическую и финансовую среду, благоприятную для экономической активности буржуазии, а его интриги дестабилизировали общество политически и социально, и уже в силу этого были ущербны для экономики. Правда, по выводам ученого, “интриги бюрократии” – это не “самоубийственная глупость” или “злонамерение”, как полагали отечественные либералы. Вебер считал, что подталкивание общества на грань гражданской войны не лишено демагогического расчета: здесь усматривалась надежда на то, что нагнетаемый страх перед “красным террором” поможет консолидировать политические и социальные силы общества вокруг власти.
        В любом случае, как полагал автор, это чрезвычайно рискованная игра, но не “слепое самоубийство”.
        Резюмируя, Макс Вебер подчеркивал, что в будущем конфликт развернется между одержавшей верх бюрократией и Короной, с одной стороны, и массами – с другой. Массы еще ждут своего выхода на политическую арену.

Аспект второй – противоречия либерального движения в России.

        По представлениям Макса Вебера русское общество ХХ века оказалось в целой серии “заколдованных кругов”. В частности, в свой заколдованный круг попали российские либералы. Между тем, последние, как полагал Вебер, имели очень неплохую “генетику” в земстве, “самом блестящем и благородном движении в русской политической истории”, по его словам. В первой и второй Государственных Думах кадеты – наиболее последовательная и яркая часть российских либералов – были представлены в максимальной степени. Центральным пунктом своих политических действий, проекта конституции и предвыборной кампании они определили всеобщее избирательное право – знаменитую “четыреххвостку”. По мнению Вебера, этические соображения щепетильных российских либералов не допускали иного варианта. Есть, правда, и очень прагматические аргументы за всеобщее избирательное право в России. Если брать город, то имущественный ценз, отбрасывающий пролетариат, никак не компенсировался в своей недемократичности участием средних городских сословий. Дело в том, что последние в России исторически очень слабы, а в условиях капиталистической эволюции конца XIX - начала ХХ веков оказались бессильны противостоять жесткому прессингу новой буржуазии – терпели поражение. Получается, что ограничение избирательного права в городской России, означало бы грубую политическую дискриминацию. Но и это не все. Если обратиться к российской деревне, то всякие ограничения по выборам здесь шли бы в вопиющее противоречие с традициями русской крестьянской общины, крестьянского мира. Таким образом, кадеты просто и не могли бы иметь шанса на победу, на массовую поддержку без ставки на “четыреххвостку”.
        Однако, каковы были реальные перспективы на то, что подавляющее большинство населения России – крестьянство, действительно поддержит кадетов, программу либеральных реформ, включая требование частной собственности на землю? Макс Вебер на этот вопрос отвечает: “Ни из чего не видно, что крестьянство симпатизирует идеалу личной свободы, в западноевропейском духе. Гораздо больше шансов, что произойдет прямо противоположное. Весь образ жизни в сельской России определяется институтом полевой общины, особой ролью традиционной общинной идеологии”. Суть этой идеологии, по определению автора – “архаический аграрный коммунизм”. Причем, еще более усиливают роль этой идеологии (как оборонительного средства) условия высокой экономической мобильности конца XIX – начала ХХ веков, острый земельный голод, когда огромное количество крестьянских хозяйств оказывается буквально на грани существования. И хотя аграрная установка либералов: формирование сильного мелкобуржуазного уклада в деревне – это, по словам Вебера, безусловно, благая цель, она, тем не менее, чревата, во-первых, экономическим упадком “в течение пары десятилетий”, во-вторых, вызовет резкую политическую радикализацию деревни. Складывалась парадоксальная ситуация – для политических партий России было только два варианта в аграрной сфере. Первый – стимулирование аграрно-капиталистической эволюции, социального расслоения крестьянства. Но тогда масса сельского населения обрекается на голод, мучительное выживание на грани гибели, то есть создаются реальные условия для бунта – по определению Вебера. Второй вариант – не трогать общину. Но, в таком случае деревня, все общество, обречены на застой, а главное – здесь нет перспектив для либерализма. В итоге, у либералов нет выхода: по моральным соображениям и объективным условиям они не могут обойтись без всеобщего избирательного права, но их собственные идеи (социально-эконономические и прочие) могут оказаться влиятельными только при цензовой избирательной системе. Получается, либералы, как и самодержавие, обречены. Либералы, хотя вроде бы и нашли своего избирателя (через “четыреххвостку”), однако, на деле он чужд им, он не есть их социальная база. И в дальнейшем политическом развитии постарается от них избавиться. У него собственные интересы и идеалы, и в последних нет ничего общего с либеральными ценностями субъективной свободы, частной собственности, индивидуальных прав человека, по соображениям Макса Вебера.

Аспект третий – специфика модернизации России и ее политические перспективы.

        Однако почему Россия оказалась в системе “заколдованных кругов”? Существует широко распространенное мнение о “недостаточной зрелости” русской ментальности, русской политической культуры для осуществления буржуазной демократии. “Недоразвиты” и простой народ, и интеллигенция, следуя выводам “ностальгической фольклорной” историографии русской буржуазной революции, то есть все началось “слишком рано”. Макс Вебер соглашается, действительно имела место недостаточная приспособленность русского общества к буржуазной демократии (наиболее ярко последнее демонстрировал “архаический аграрный коммунизм”). Однако, недостаточно зрел для перехода к конституционализму и старый режим, более того, теперь он (после 1905 года) уже органически не способен на такой шаг. Но и это не все. Главное, по Веберу, заключается в том, что попытка осуществить в России буржуазную революцию произошла слишком поздно, с точки зрения общецивилизационного подхода. Дело в том, что русская революция - эпизод в общем процессе модернизации, событие в цепи других. Но каждое из более ранних событий в этой цепи меняло условия – создавало уже иной мировой контекст для каждого последующего события. То есть, подлинное содержание следующего эпизода никогда не может быть тем же самым, что содержание предыдущего события.
        Буржуазно-демократическая модернизация России началась, когда западные общества уже закончили или заканчивали модернизацию. В результате капитализм в России, по оценке М.Вебера, возникал в его поздних, зрелых формах. Это радикально меняло исторический смысл капиталистической перестройки российского общества. Не случайно и дух русской революции оказался резко отличен от духа прошлых, западных буржуазных революций. Понятие “собственность” в России, как отмечал Вебер, утратило свой священный ореол даже для представителей буржуазии: “в российском либеральном движении “собственность” даже не фигурирует среди наиболее лелеемых ценностей”. Более того, эта ценность парадоксальным образом прокламировалась в России старым режимом (хотя и слишком поздно с точки зрения его собственных интересов). Таким образом, ценность – “мотор” буржуазных революций Запада, в России ассоциировалась с консерватизмом и даже силами реакции. Кроме того, в России, по выводам Вебера, действуют импортированные силы крупного капитала, который индуцирует в обществе “радикальные социалистические поползновения”, порождает своего могильщика и одновременно – воздвигает против этих радикальных поползновений организацию ультрасовременного стиля, абсолютно враждебную свободе, демократии – важнейшим либеральным ценностям. Вообще, как свидетельствует ученый, “те, кто надеется, что материальное развития приведет нас в царство свободы, будут глубоко разочарованы”. Само по себе экономическое развитие ни в коей мере не гарантирует реализации индивидуалистических свобод. Напротив, логика интересов ведет общество в прямо противоположном направлении, к возникновению новых каст, к жесткой кастовой системе. И потому, наивно было бы думать, по словам Вебера, что зрелый капитализм, каким он импортирован в Россию, устанавливается в Америке, - совместим с демократией и тем более – со свободой. Вопрос стоит иначе: каковы шансы их выжить в этих условиях. И ответ Вебера звучит совершенно однозначно – они таковы, насколько сознательно мы сами будем за эти ценности бороться. Шансы есть, как подчеркивает ученый, “если нация не будет вести себя как стадо баранов”. “Мы индивидуалисты, - писал Макс Вебер, - идем против течения, против материальных обстоятельств. Кто хочет быть в ладах с “тенденциями развития” - тот должен расстаться со своими идеалами демократии и свободы немедленно”.
        Ну а ситуация в России?
        На что, на кого здесь можно было рассчитывать с точки зрения интересов свободы и демократии? Как полагал Вебер, ни зрелый денежный класс, ни Корона, ни бюрократия, тем более, не способны да и не намерены были сделать то, что было сделано юной буржуазией в свое время и там, где она была автохтонным явлением. Поясним, система либеральных ценностей органически вызревает в рамках восходящего капитализма, иначе, в эпоху капитализма свободной конкуренции. Между тем, типологическая специфика России характерна среди прочего отсутствием именно этого этапа – эпохи капитализма свободной конкуренции (в сколько-нибудь развернутом варианте). Общая ситуация в России начала ХХ века: одновременно она должна была “догонять” капитализм и “убегать” от него. То есть, в типологическом отношении речь шла о комбинации докапиталистических (“архаический аграрный коммунизм”) и зрелокапиталистических (капиталистический империализм) элементов. И при этом, как мы выяснили, зрелый поздний капитализм – антипод демократии, свободы. Вопрос: где здесь место либерализму? Иначе, для либерализма в России складывалась ситуация, обозначенная и нашими отечественными исследователями (см. работы Н.Г.Думовой), и зарубежными (см. работы Клауса Фрёлиха) как “трагедия несовместимости”. Причем, как показал М.Вебер, по мере ускорения капиталистической эволюции в стране (см. хотя бы рост цен на землю), идеи “архаического аграрного коммунизма” получали усиленное распространение (как защитная реакция крестьянства), к тому же - наряду с интенсивным распространением идей современного–пролетарского социализма. В связи со сказанным путь российского либерализма может быть обозначен как, объективно, путь самоотрицания.
        Итак, что же ожидало Россию, по выводам Макса Вебера, после первой русской революции? Скорее всего, развертывание по нарастающей борьбы между массами под началом “левых”, и “правыми”, опирающимися на некоторые институты общества. Неотвратимы, как показал ученый, поляризация общества, углубление социального и политического кризиса – приближение к социальной революции. Причем, это будет революция совершенно нового типа – и в социальном, и в техническом смысле. То есть, отметим, по мнению Вебера, Россию ожидала не обычная буржуазно-демократическая революция. Что касается технической стороны этой революции, то, как пророчествовал ученый, это будет революция с “механикой, подобной механике современных войн”. А военные сражения ныне – это продукт интеллектуальных усилий в лабораториях и мастерских. Иначе: война ныне, по Веберу, есть техника, интеллект и крепкие нервы. То же относится и к революции, назревавшей в России. Таким образом, обвинения большевиков – они де “инженеры революции”, а следовательно готовы совершить ее “в любом месте и в любое время” - имеет под собой вполне объективное обоснование: большевики-революционеры (если следовать Максу Веберу) другими – не инженерами, не техниками – быть просто и не могли.
        Назревавшая в России революция требовала, как полагал Вебер, лидеров твердых и искусных в тактике и технике партийной работы. В России эти тенденции провоцировались полицейским режимом - грубым произволом и “изощренным азиатским вероломством”, в результате чего участники борьбы с режимом оказывались с головой погруженными в технику и тактику этой борьбы.
        Удивительно провидческими, что стало ясно в 1917 году, оказались оценки немецкого ученого. Видимо, весьма продуктивными были веберовские методы анализа российской реальности. Между тем, Вебер – исследователь, учитывающий сущностную роль ментальности, иначе –
“культурного кода” нации в историческом процессе. Пометим, последнее сближает немецкого ученого с отечественной народнической и религиозно-философской традицией (см. кроме работ А.И.Герцена и его последователей, сочинения А.С.Хомякова, Н.Ф.Федорова, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева и др.).
        И все-таки Вебер, хотя и свидетель России революционной, тем не менее – “человек со стороны”. Что ощущали, предчувствовали, предполагали непосредственные участники политической жизни страны накануне революционных потрясений 1917 года?

§2. Пессимисты В начало §4. Политические партии
Hosted by uCoz