Тамаш Краус

Советский термидор. Духовные предпосылки сталинского термидора.

1917-1928.

Будапешт. 1997

 

Введение

Смена режима- смена историографической парадигмы.

 

Поворот в историческом подходе.

Появление исторической науки, идеологически обосновывающей смену режима, - постсоветское или, шире, восточноевропейское явление, которое неотделимо от тех перемен, которые поначалу получили название перестройки (1986-89), а позже - «смены режима», или «демократических преобразований». Модификация политической власти, структуры собственности и внутреннего социального и культурного расслоения общества в целом, истощение экономики и ее неспособность к адаптации в новых условиях, падение уровня жизни и т.д. - все это, по существу, смело легитимационную идеологию старого государственно-социалистического режима.

Между провозглашенными идеологическими целями и действительностью существовало такое несоответствие, которое уже нельзя было «законспирировать» в условиях регрессивного развития.

В качестве элемента этого процесса, советская марксистско-ленинская историческая наука (конечно, не только она одна) за очень короткое время трансформировалась в русскую, украинскую и т.д., а также в «либеральную», «демократическую». Таким образом, создается впечатление, что новая «национальная историография повсеместно становится органической частью новой легитимационной идеологии, которая родилась прежде всего под знаком «демократической капиталистической рыночной экономики». Конечно, первоначально, еще в 1986-88 гг., в рамках перестройки и гласности советская, а позже российская реформенная историография обещала реформу государственно-социалистического режима. Поначалу «реформенные историки» провозглашали перемены под лозунгом «назад к Ленину». «Историк-архивист» Юрий Афанасьев, один из ведущих идеологов перестройки , размышлял о «ренессансе ленинизма», который, наконец, позволит раскрыть основные проблемы начальных этапов советской истории, о которых на Западе ( а также, добавим, и в Венгрии) можно было узнать больше, чем в самом СССР. На основании провозглашенных тем (например, демократическая рыночная экономика нэпа, сосуществование коллективной, государственной и частной собственности) казалось, что историческая наука и в эпоху перестройки может содержать и стимулировать позитивные устремления.

(Афанасьев выделил величие Ленина в связи с вопросом об альтернативности истории: «Ленин предстал бы еще более величественным, если бы показан человеком, ищущим и не всегда находящим ответы на возникающие вопросы». Перестройка: гласность, демократия, социализм. Иного не дано. М.,1988. С.499.

См. статью В. Сироткина о нэпе. Там же С.370-391.)

Не случайно, что во второй половине 80-х гг. в исторической науке, наряду с изучением различных моделей социализма или как раз в качестве одного из аспектов этого изучения, появилась, хотя и с опозданием, проблематика альтернативности истории. Однако она возникла именно на том этапе развития, когда в рамках «социализма» в плоскости реальной политики альтернативы окончательно исчезли, и реальной политической альтернативой стала т.н. смена режима.

Hosted by uCoz