Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920, Новороссийск).
        Писатель и общественный деятель. (Древняя княжеская фамилия Трубецких восходит к роду Гедиминовичей, среди предков Т. – декабрист С.П.Трубецкой. Брат Т. – Сергей Николаевич Трубецкой – профессор и ректор Московского университета, философ – В.Б.Шепелева). Окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Состоял доцентом в Демидовском Ярославском лицее и Киевском университете, потом занял в последнем профессорскую кафедру. С 1906 года состоит профессором энциклопедии и истории философии права в Московском университете. Из его трудов особенного внимания заслуживают диссертации: магистерская - "Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание блаженного Августина" (Москва, 1892), и докторская - "Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов его современников" (Киев, 1897). Историческому христианству Т. приписывает организующую роль в политической жизни современных культурных народов; но поскольку средневековые отцы церкви смешивали порядок благодатный с порядком правовым, постольку их вероучение является для Т. христианством односторонним-законническим, обреченным на утрату своей силы. Миросозерцание блаженного Августина Т. считает как бы типичной феноменологией христианского самосознания и излагает его со всем блеском художественной архитектуры и творческого синтеза. Центральным положением религиозно-политического учения Григория VII Т. признает идею всемирного царского священства, долженствующего обнять собою не только клир, но и мир. Несмотря на внутренние партийные распри, западная церковь, по убеждению Т., вносила нередко мир и единство в хаос средневековых политических сил и давала европейским народам возможность сохранить плоды общечеловеческой духовной культуры среди окружающего варварства. Эту высокую миссию христианская церковь должна и может сохранить за собой в наши дни, если сбросить с себя вековые путы недостойного прислужничества у светской власти. В статье: "Церковь и освободительное движение" ("Право", 1905, № 15) Т. высказывает уверенность, что русское духовенство может "колокольным звоном возвещать всеобщий праздник обновления" и радоваться успехам политической оппозиции. Для этого служители нашей государственной религии должны отрешиться от начал рабского оппортунизма и вернуться к высоким заветам митрополита Филиппа, бесстрашно обличавшего правительственную неправду. Наибольшее впечатление на широкие круги русского общества произвела небольшая статья Т. в № 39 "Права" 1904 года: "Война и бюрократия". Впервые на страницах легальной русской печати было ясно указано, что истинной причиной военных неудач является многолетняя косность общества, жившего "по произволу всевластной бюрократии, словно в дортуаре участка". Дальнейшими политическими событиями были вызваны статьи Т. в "Праве" за 1905 год: "Ответ губернских предводителей", "Крах" и другие. В настоящее время Т. состоит редактором-издателем "Московского Еженедельника", служащего органом партии мирного обновления, одним из лидеров которой является Т. Неполитические статьи Т. помещены, большей частью, в журнале "Вопросы философии и психологии". Таковы блестящие этюды: "Политические идеалы Платона и Аристотеля", "Философия христианской теократии", "Философия права профессора Л. И. Петражицкого", "Свобода и бессмертие" и другие. В сборнике "Проблемы идеализма" Т. принадлежит небольшая, но чрезвычайно содержательная статья о роли идей в истории по учению К. Маркса и Энгельса. Отдельной книгой изданы очерки Т. по философии Ницше. Это едва ли не лучшая в европейской литературе монография по данному вопросу. Т. ценит у Ницше глубину трагического скептицизма, но к его попыткам положительных построений относится безусловно отрицательно.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Мультимедийное издание. Electrotech Multimedia. 1998.

        Первый большой философский труд Т. – “Миросозерцание Вл. Соловьева” (1912 г.), за ним последовали работы: “Метафизические предпосылки познания” (1917) и “Смысл жизни” - важнейшее оригинальное сочинение философа, с наибольшей глубиной и обстоятельностью излагавшее его миросозерцание. Среди прочих небольших работ позднейшего времени, выделяется “Умозрение в красках” - одна из первых философско-исследовательских работ по иконописи. Особо выделяют, кроме того, работу “Энциклопедия права”, считающуюся классикой в данной области знания. В “Смысле жизни” автор утверждает: “Материал, из коего слагается наше познание, весь во времени, но сама истина о нем – в вечности”, потому-то всякий истинно познавательный акт приобщает нас к Вечности, пусть только на мгновение. Но истина – есть истина не только о сущем, но и о должном. “Всеединый ум не только заключает в себе сущий смысл того, что есть, но и Божий замысел о том, что должно быть”. Сущее раскрывается в истинной перспективе лишь в свете должного. По утверждению Т., если нет смысла жизни, то он не стоил бы того, чтобы в нем жить; наличие смысла – предпосылка возможности познания. “Торжество всеединого смысла над бессмыслицей, - по определению философа, - может обнаружиться лишь при полном упразднении грани между потусторонним и посюсторонним”, то есть наша мысль должна не только вознестись к вечному смыслу, но и воплотить этот вечный смысл во временном процессе. Суммируя основные выводы своего учения, Т. утверждает, что Бог существует независимо от мира и над миром, присутствуя в нем посредством своей объединяющей силы – Софии. Вместе с тем, и мир существует относительно независимо от Бога, ибо по замыслу Божьему мир может воссоединиться с Ним на основе свободного выбора, свободного действия, свободного поиска. Как отмечает немецкий ученый С.А.Левицкий, Т., помимо прочего, был художественно одаренной натурой, “умел писать ясно, образно и интересно…его учение занимает достойное место в истории русской философии ХХ века”. Среди последних работ Т. выделяется интересная статья в области политической философии “Два зверя”. По убеждению философа России грозят две крайности: “черный зверь реакции” и “красный зверь революции”, выход же автор усматривал в просвещенном либерализме.
        Князь Евгений Трубецкой умер в 1920 году, в конце гражданской войны в Новороссийске от тифа.

Hosted by uCoz