Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920,
Новороссийск).
Писатель и общественный деятель. (Древняя
княжеская фамилия Трубецких
восходит к роду Гедиминовичей,
среди предков Т. – декабрист С.П.Трубецкой.
Брат Т. – Сергей Николаевич
Трубецкой – профессор и ректор
Московского университета, философ
– В.Б.Шепелева). Окончил курс в
Московском университете по
юридическому факультету. Состоял
доцентом в Демидовском Ярославском
лицее и Киевском университете,
потом занял в последнем
профессорскую кафедру. С 1906 года
состоит профессором энциклопедии и
истории философии права в
Московском университете. Из его
трудов особенного внимания
заслуживают диссертации:
магистерская - "Религиозно-общественный
идеал западного христианства в V
веке. Миросозерцание блаженного
Августина" (Москва, 1892), и
докторская - "Религиозно-общественный
идеал западного христианства в XI
веке. Идея Божеского царства у
Григория VII и публицистов его
современников" (Киев, 1897).
Историческому христианству Т.
приписывает организующую роль в
политической жизни современных
культурных народов; но поскольку
средневековые отцы церкви
смешивали порядок благодатный с
порядком правовым, постольку их
вероучение является для Т.
христианством односторонним-законническим,
обреченным на утрату своей силы.
Миросозерцание блаженного
Августина Т. считает как бы
типичной феноменологией
христианского самосознания и
излагает его со всем блеском
художественной архитектуры и
творческого синтеза. Центральным
положением религиозно-политического
учения Григория VII Т. признает идею
всемирного царского священства,
долженствующего обнять собою не
только клир, но и мир. Несмотря на
внутренние партийные распри,
западная церковь, по убеждению Т.,
вносила нередко мир и единство в
хаос средневековых политических
сил и давала европейским народам
возможность сохранить плоды
общечеловеческой духовной
культуры среди окружающего
варварства. Эту высокую миссию
христианская церковь должна и
может сохранить за собой в наши дни,
если сбросить с себя вековые путы
недостойного прислужничества у
светской власти. В статье: "Церковь
и освободительное движение" ("Право",
1905, № 15) Т. высказывает уверенность,
что русское духовенство может "колокольным
звоном возвещать всеобщий праздник
обновления" и радоваться успехам
политической оппозиции. Для этого
служители нашей государственной
религии должны отрешиться от начал
рабского оппортунизма и вернуться
к высоким заветам митрополита
Филиппа, бесстрашно обличавшего
правительственную неправду.
Наибольшее впечатление на широкие
круги русского общества произвела
небольшая статья Т. в № 39 "Права"
1904 года: "Война и бюрократия".
Впервые на страницах легальной
русской печати было ясно указано,
что истинной причиной военных
неудач является многолетняя
косность общества, жившего "по
произволу всевластной бюрократии,
словно в дортуаре участка".
Дальнейшими политическими
событиями были вызваны статьи Т. в
"Праве" за 1905 год: "Ответ
губернских предводителей", "Крах"
и другие. В настоящее время Т.
состоит редактором-издателем "Московского
Еженедельника", служащего
органом партии мирного обновления,
одним из лидеров которой является Т.
Неполитические статьи Т. помещены,
большей частью, в журнале "Вопросы
философии и психологии". Таковы
блестящие этюды: "Политические
идеалы Платона и Аристотеля", "Философия
христианской теократии", "Философия
права профессора Л. И. Петражицкого",
"Свобода и бессмертие" и
другие. В сборнике "Проблемы
идеализма" Т. принадлежит
небольшая, но чрезвычайно
содержательная статья о роли идей в
истории по учению К. Маркса и
Энгельса. Отдельной книгой изданы
очерки Т. по философии Ницше. Это
едва ли не лучшая в европейской
литературе монография по данному
вопросу. Т. ценит у Ницше глубину
трагического скептицизма, но к его
попыткам положительных построений
относится безусловно отрицательно.
Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона. Мультимедийное
издание. Electrotech Multimedia. 1998.
Первый большой философский труд Т.
– “Миросозерцание Вл. Соловьева” (1912
г.), за ним последовали работы: “Метафизические
предпосылки познания” (1917) и “Смысл
жизни” - важнейшее оригинальное
сочинение философа, с наибольшей
глубиной и обстоятельностью
излагавшее его миросозерцание.
Среди прочих небольших работ
позднейшего времени, выделяется “Умозрение
в красках” - одна из первых
философско-исследовательских
работ по иконописи. Особо выделяют,
кроме того, работу “Энциклопедия
права”, считающуюся классикой в
данной области знания. В “Смысле
жизни” автор утверждает: “Материал,
из коего слагается наше познание,
весь во времени, но сама истина о
нем – в вечности”, потому-то всякий
истинно познавательный акт
приобщает нас к Вечности, пусть
только на мгновение. Но истина –
есть истина не только о сущем, но и о
должном. “Всеединый ум не только
заключает в себе сущий смысл того,
что есть, но и Божий замысел о том,
что должно быть”. Сущее
раскрывается в истинной
перспективе лишь в свете должного.
По утверждению Т., если нет смысла
жизни, то он не стоил бы того, чтобы
в нем жить; наличие смысла –
предпосылка возможности познания.
“Торжество всеединого смысла над
бессмыслицей, - по определению
философа, - может обнаружиться лишь
при полном упразднении грани между
потусторонним и посюсторонним”, то
есть наша мысль должна не только
вознестись к вечному смыслу, но и
воплотить этот вечный смысл во
временном процессе. Суммируя
основные выводы своего учения, Т.
утверждает, что Бог существует
независимо от мира и над миром,
присутствуя в нем посредством
своей объединяющей силы – Софии.
Вместе с тем, и мир существует
относительно независимо от Бога,
ибо по замыслу Божьему мир может
воссоединиться с Ним на основе
свободного выбора, свободного
действия, свободного поиска. Как
отмечает немецкий ученый С.А.Левицкий,
Т., помимо прочего, был
художественно одаренной натурой, “умел
писать ясно, образно и интересно…его
учение занимает достойное место в
истории русской философии ХХ века”.
Среди последних работ Т. выделяется
интересная статья в области
политической философии “Два зверя”.
По убеждению философа России
грозят две крайности: “черный
зверь реакции” и “красный зверь
революции”, выход же автор
усматривал в просвещенном
либерализме.
Князь Евгений Трубецкой умер в 1920
году, в конце гражданской войны в
Новороссийске от тифа.