Туган-Барановский Михаил Иванович (8 января 1865, дер. Соленое Харьковской губ. – 21 января 1919, Юг России, похоронен в Одессе).
        Ученый экономист с мировым именем. Род Туган-Барановских ведется от литовских татар, восходящих, по некоторым источникам, к Чингиз-хану. Есть информация, что вторая линия выходит на род польских шляхтичей Барановских. Еще будучи гимназистом, Т.-Б. увлекся философией Канта. В 1888 году закончил физико-математический факультет Харьковского университета, в 1890 году экстерном сдал экзамены на юридическом факультете. В студенческие годы Т.-Б. - активный участник студенческого движения. Поворотным в его жизни стало участие в студенческой демонстрации 17.11.1886 года в честь 25-летия со дня смерти Николая Добролюбова. Одним из организаторов демонстрации был Александр Ульянов. В результате 15 наиболее активных участников демонстрации, в том числе Т.-Б. были высланы из Петербурга. В 1889 году Т.-Б. женился на Лидии Карловне Давыдовой, дочери издательницы популярного журнала “Мир Божий”. Любопытно, что Т.-Б., Струве и Ленин были женаты на гимназических подругах – Л.Давыдовой, Н.Герд, Н.Крупской. В 1894 году, после чрезвычайно напряженной работы в крупнейших библиотеках Лондона и Петербурга, Т.-Б. представил в качестве магистерской диссертации обширное исследование “Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь”. Диссертация сразу сделала известным имя ученого в отечественных и мировых научно-экономических кругах (через несколько лет работа была переиздана на немецком, а затем и французском языках). В 1895 году Т.-Б. становится приват-доцентом Петербургского университета, читая курс политической экономии. Однако в 1899 г. был уволен министром народного просвещения как “неблагонадежный”. Дело в том, что в 1890-е годы Т.-Б. получает известность как один из ведущих представителей марксистского направления в российской общественной мысли, сторонника зарождающейся российской социал-демократии. По словам Е.И.Корольковой, “наиболее яркими фигурами, выступившими против убеленных сединами признанных теоретиков народничества (в России), стали Струве, Ленин и Т.-Б. Им троим вместе едва было столько лет, сколько одному из их главных оппонентов – Михайловскому”. До конца 1890-х годов Ленин, Потресов, Мартов, Струве, Т.-Б., занимали единую позицию относительно народничества, судеб капитализма, социалистических идеалов, рабочего движения и создания социал-демократической партии. После ареста первых трех основная нагрузка в борьбе с народничеством легла на Струве и Т.-Б. Уже выступления в Вольном экономическом обществе принесли обоим широкую известность и популярность. В 1896-1897 годах С. и Т.-Б. наладили издание журнала “Новое слово”, завоевавшего широкую аудиторию. Здесь публиковались Плеханов, Ленин, Мартов, Засулич, Струве, Т.-Б. Однако вскоре, журнал был запрещен, как позднее и еще одно издание, налаженное Т.-Б. и Струве – журнал “Начало”. В 1898 году вышла в свет фундаментальная работа Т.-Б. Русская фабрика в прошлом и настоящем”, заставившая говорить об авторе как ободном из наиболее крупных представителей марксистского направления в России. Однако сам Михаил Иванович подчеркивал: “Мое отношение к Марксу… отношение… не противника, но и не ученика, а самостоятельного исследователя. В своем научном мировоззрении я много взял у Маркса, но многое и отвергнул, не считая себя обязанным идти чужими путями…”
        Относительно теории воспроизводства, изложенной К.Марксом во втором томе “Капитала”, Т.-Б. делал вывод, не совпадающий с выводами классического марксизма. Писал: причина кризисов, периодически потрясающих капиталистическую экономику, коренится не в абсолютном недопотреблении народных масс, а в диспропорциональном развитии базовых отраслей народнохозяйственных систем”. Позиция “имманентного недопотребления” вела к неприемлемому для Т.-Б. выводу об абсолютной экономической предопределенности гибели капитализма. Русский ученый писал, в этой связи: “Капиталистическое хозяйство не заключает в себе моментов, которые могли бы сделать его дальнейшее существование невозможным… Я не допускаю … положения, при котором… из капиталистического пепла возродился бы, как Феникс, новый общественный строй… Капитализм никогда не умрет естественной смертью – ему может быть нанесен смертельный удар лишь мыслью и волей человека”, хотя, по убеждению Т.-Б., гибель капитализма не только возможна, но и неизбежна, только не в силу абсолютных границ его экономического роста, а благодаря неизбежности развития при капитализме идеалов человеческой свободы, распространения правовых и этических воззрений, полагающих человеческую личность высочайшей ценностью мироздания. Буржуазное общество, в представлениях ученого, низводит человека до уровня простого придатка самовозрастания капитала, вступая тем самым в чудовищное противоречие со своим собственным этическим мировоззрением, а потому этически крах этого общества неотвратим. Работа “Русская фабрика в прошлом и настоящем” была принята в качестве докторской диссертации Т.-Б., таким образом в 33 года он становится доктором наук, профессором. Еще в 1900 году ортодоксальные марксисты - Ленин, Мартов, Потресов пытались привлечь Т.-Б. вместе со Струве к организации нелегальной социал-демократической общепартийной газеты. И в Пскове было достигнуто соглашение о сотрудничестве. Однако резко негативно это соглашение было воспринято Плехановым. В результате сотрудничество стало для Т.-Б. невозможным, хотя он настаивал: “… следовало бы, мне кажется, строго различать разногласия в вопросах общественных от разногласий в вопросах чисто научных. Я понимаю, - говорил Михаил Иванович, - что можно возненавидеть человека за первое – но за последнее, казалось бы, ненавидеть нельзя. А между тем у нас совсем не умеют различать эти две области”. Но так или иначе, период “легального марксизма”, когда имена Струве и Т.-Б. всегда шли рядом, завершился. Разошлись пути не только ортодоксов и их “друго-врагов”, по словам Мартова, но и представления и ориентиры Т.-Б. и Струве. Приблизительно с 1900-1901 года произошел определенный перелом в мировоззрении М.И. Возможно, сказалось потрясение, связанное со смертью жены ученого, но так или иначе его привлек идеализм. В результате ревизионизм Т.-Б. вылился в своеобразный “канто-марксизм”, при этом ученый, в отличие от бернштейнианцев, от Струве никогда не отрицал необходимость социалистической революции.
        Итогом переосмысления некоторых прежних воззрений автора стали работы “Очерки по новейшей истории политической экономии и социализма”, выдержавшие семь изданий, “Психические факторы общественного развития” и некоторые другие. Между тем, в марте 1901 года за участие в демонстрации Т.-Б. был арестован и выслан из Петербурга. До 1904 года жил на Полтавщине, где принял участие в кооперативном движении. В 1904 году Т.-Б. возвращается в столицу на прежнюю должность, но уже всерьез увлеченным идеями кооперативного строительства. Обладая очень тонкой интуицией, ученый в преддверии надвигавшегося социального взрыва, поставил перед собой задачу, как “острейшую необходимость”, разработки позитивной концепции нового строя или концепции “социализма как положительного учения”. В годы первой русской революции выходят такие важные работы как “Теоретические основы марксизма”, “Земельная реформа…”, “Что такое социализм”, “Современный социализм в своем историческом развитии”. С 1908 года Т.-Б. становится одним из лидеров российского кооперативного движения, прежде всего как теоретик, но вместе с тем и как практик. Одновременно профессор вел интенсивную преподавательскую работу. Итогом его лекторской деятельности стало появление в 1909 году знаменитых “Основ политической экономии”, по которым шло обучение нескольких поколений студентов российских университетов. Т.-Б. принял участие в постановке курса лекций по кооперации в Московском народном университете им. А.Л.Шанявского, где сам взял на себя курс теории кооперации. На базе последнего в 1916 году была опубликована фундаментальная работа “Социальные основы кооперации”. С 1914 года Т.-Б. становится профессором политической экономии в Петербургском политехническом институте. В 1915-1916 годах он - гласный Петроградской думы. Вообще, Т.-Б. необычайно живо и энергично откликался на наиболее острые запросы текущей политической и экономической жизни, не оставался в стороне и от острых философских споров. В частности авторам “Вех” ответил статьей “Русская интеллигенция и социализм”, где доказывал, что бескорыстная устремленность отечественной интеллигенции к высшим духовным идеалам, ее склонность к социализму, есть прообраз завтрашнего дня интеллектуального сословия Запада.
        Февральскую революцию воспринял с воодушевлением. В апреле 1917 года возглавил созданную при ВЭО аграрную комиссию, которая разрабатывала программу аграрной реформы в России. В этот же период написал одну из наиболее ярких своих работ – “Социализм как положительное учение”, где настаивал, что государственный социализм, который неизбежен как начало нового строя, должен быть, тем не менее, сразу же дополнен так называемым “федеративным социализмом”, “муниципальным социализмом”, наконец, на низовом уровне – “кооперативным социализмом” или принципами самоуправления снизу доверху. Ученый полагал, что самый высокий мыслимый идеал общественного устройства – это общество- сквозной кооператив, что принцип коллективизма - только ступень к такому идеалу. Осенью 1917 года Т.-Б. перебирается на Украину, где вскоре становится министром финансов Центральной Рады. После свержения последней ненадолго приехал в Москву, участвовал в организации Кооперативного института, однако несмотря на настойчивые просьбы остаться для работы в институте, весной 1918 года вернулся на Украину. Здесь стал одним из основных организаторов кооперативного движения: был председателем Центрального кооперативного украинского комитета, Украинского общества экономистов, редактором журнала “Украинская кооперация”, одновременно – профессором Киевского университета и деканом его юридического факультета, а кроме того – членом Украинской академии наук. Немало усилий приложил для создания Кооперативного института на Украине. Стал участником “украинофильского движения”, выступая с позиций федерализма. 21 января 1919 года в поезде по дороге в Париж (между Киевом и Одессой) скончался от приступа стенокардии. В многочисленных некрологах современники, потрясенные неожиданной и нелепой смертью 54-летнего ученого, в самых высоких словах оценивали и личность, и научные заслуги М.И.Туган-Барановского.
        Полный список его работ к настоящему времени, включая переиздания, насчитывает около 300 наименований.

Подробнее

Hosted by uCoz