§1. Признаки изменений в региональном культурном пространстве.

В XVIII в. культурное пространство региона продолжает интенсивно прирастать и приобретать свою специфику. Это проявляется в первую очередь в каменном строительстве главных городов. Имеющиеся исследования позволяют представить динамику этих изменений1. Так, Л.П.Рощевская пишет, что вторым по значению и величине городом Западной Сибири до революции была Тюмень. Каменное строительство в Тюмени усилилось в начале XVIII века, хотя конкурировать с Тобольском город не мог. В это время возвели Благовещенскую церковь с пятью главами на основном куполе. В начале XIX века к нему было пристроено с южной стороны большое каменное крыльцо и возведены еще две главы. Церковь стала именоваться собором. На ее колокольне висело семь медных колоколов, один из которых, отлитый на тюменском заводе, весил четыре тонны. Окна собора украшали старинные глазированные колонны, изображающие темнозеленые стволы, обвитые гроздьями винограда. Внутренняя роспись собора была сделана киевскими мастерами. Внизу, в трех просторных подвалах, хранилась сокровища церкви и царская казна. Это было массивное красивое сооружение. Благовещенский собор находился против краеведческого музея. В 30-х годах XX века его разобрали.

К восьмидесятым годам XVIII века в Тюмени сложились местные кадры и традиции каменного строительства, были усвоены и развиты опыт и мастерство московских и украинских архитекторов и каменщиков. Как и в других местах, церкви и гражданские сооружения здесь строились в стиле барокко. В 1796 году тюменские зодчие возвели каменную Спасскую церковь. Ныне в этом здании размещается областная библиотека. (Книга Рощевской написана в середине 1980-х гг.; в конце 1990-х гг. Спасская оставалась в «лесах». Реставрация идет с 1970-х гг.)


Тюмень - улица Ленина
В середине XVII века ученики тобольской школы геодезии разработали план застройки Тюмени. Для него характерны прямоугольные кварталы и почти полное отсутствие кривых улиц и тупиков. Заложенные в 60-70-х годах XVIII века улицы центральной части города сохранились до сих пор. Тюмень делилась на четыре части: собственно город, Затюменка, Заречье и Городище. Современники считали, что город застроен правильно, красиво и даже роскошно».

В отмеченных исследовательницей особенностях Тюмени как «города мастеров» есть и такая деталь: «В 1728 году тюменцы осуществили грандиозное по тому времени гидротехническое сооружение: в реку вертикально вбили сплошной стеной бревна, сделав между ними небольшие отверстия для пропуска воды, и на их основе построили новый мост шириной десять метров, длиной около ста семидесяти метров, высотой двадцать один метр....В 60-х годах нашего столетия мост поставили на бетонные опоры, расширили и обезопасили движение по нему транспорта и пешеходов»2.

В целом все же она видит Тюмень в образе деревянного города. «Нарядный и гостеприимный вид тюменским улицам придавали резные наличники, ставни, ворота - настоящие деревянные кружева, а также кокетливые, затейливые металлические дымники на крышах. От деревянных сооружений XVI-XVIII веков в городе ничего не осталось. До наших дней сохранились лишь дома XIX века. Это было время расцвета домовой резьбы, обилия мотивов резного узорочья. К 1976 году в Тюмени было взято под охрану государства шесть деревянных домов с резьбой. Но проблема сохранения деревянной резьбы и деревянного зодчества стоит сегодня остро. Настала пора обследовать все населенные пункты области, выявить и взять на учет памятники деревянной архитектуры, наконец, позаботиться об их сохранении в связи с интенсивным сегодняшним строительством»3. Выводы, сделанные Л.П.Рощевской к началу 1980-х гг. за 20 лет не потеряли научного значения.

Особое место в координатах культурного пространства региона в XVIII в. занимают православные храмы, что впрочем соответствует общерусской традиции. Так, Л.П.Рощевская пишет: «Среди культовых сооружений дореволюционной Сибири выделяется тюменская Знаменская церковь... Ее строили более тридцати лет, и только в 1800 году была окончена главная часть. Крыша, купол, подглавки и ограда поначалу были деревянными. Колокольня имела два яруса и представляла из себя четырехугольник.


Тобольск - Знаменский монастырь

Тюмень - улица Челюскинцев
Изящные и кокетливые внешние формы церкви, ее многоярусность, наличие нескольких куполов разной высоты, пышные украшения стен - все это придает Знаменской церкви нарядный вид. Церковь построена в стиле тобольского барокко. Иконостас сделан и расписан в 1801 году тобольским строителем и архитектором ямщиком Федором Черепановым. В 1851-1862 годах обветшавшую церковь отремонтировали, оштукатурили стены, сделали железную крышу, позолотили купола и кресты, заменили ограду на каменную, пол покрыли чугунными плитам. В конце 90-х гг. ХIХ в. расписали внутренние помещения.

К памятникам культурного зодчества в регионе относится и Тюменский мужской монастырь. Он возник в начале XVII века рядом с Ямской слободой, на мысу широкой поймы речки Бабарынки и реки Туры. Он создавался как оплот против раскольников Сибири и для обращения коренного населения в православие. В 1708 году по поручению тобольского митрополита Ф.Лещинского началось возведение каменного комплекса монастыря. Его сооружали украинские и тобольские строители под руководством каменных дел мастера Матвея Максимова. В архитектуре отчетливо видны черты русского барокко....Сложный силуэт куполов напоминает архитектуру украинских церквей. Украинские же мастера выполнили иконостас....Наличники окон напоминают пламя свечи.

Одновременно с главным корпусом поставили вторую каменную монастырскую церковь Петра и Павла... Ученые предполагают, что Петропавловская церковь построена по несколько измененному проекту С.У.Ремезова. Строительство монастырского комплекса завершилось в 50-х годах XVIII века. В 1892 году церковь Петра и Павла сгорела. Когда ее восстановили, то главки сделали в виде луковиц, а не многоярусными. Церковь потеряла свой первоначальный вид. До наших дней с трех ее сторон сохранилась старинная монастырская кирпичная ограда.

Памятников XVIII века такой художественно-архитектурной и исторической значимости, как тюменский Троицкий монастырь, в Сибири мало. Об этом свидетельствует мемориальная доска, установленная 5 ноября 1967 г. В настоящее время памятник реставрируется. На его территории расположено хозяйство горводопровода»4. Последние фразы отражают трансформацию вещей и символов культуры в советскую эпоху.

Остановимся на одном из наиболее ярких фактов из истории и судьбы культового зодчества Тюмени. Речь пойдет о церкви Петра и Павла. В современном красочном буклете Тюменского областного краеведческого музея о ней написано: «Церковь Петра и Павла - один из трех каменных храмов Тюменского Троицкого монастыря, построенного в 1616 году на высоком живописном берегу реки Туры. Петропавловская церковь середины XVIII века представляет собой очень редкий в России крестообразный в плане надвратный тип храма. Корни такой архитектуры уходят в украинское деревянное зодчество. Прототипом тюменской церкви называют Георгиевский собор киевского Выдубецкого монастыря, а возможным автором проекта - выдающегося тобольского зодчего С.У.Ремезова. В 1760-х-1770-х годах церковь Петра и Павла соединили с колокольней двухэтажным строением, в котором располагались духовное правление и ризница. В результате этих реконструкций возникла композиция, сформированная по древнерусскому хоромному типу5.

В 1924 году монастырь был закрыт. Церковь Петра и Павла долгие годы находилась в запустении, ветшала и разрушалась. В 1987 году после реставрации в здании разместились музейные экспозиции филиала ТОКМ. Материалы выставки «Из истории христианства в Сибири» гармонично вписываясь в интерьер храма, рассказывают о строительстве церквей и монастырей. Здесь же экспонируются рукописные и печатные книги..., церковная утварь, коллекция золотого шитья XVII-XIX веков и, конечно, иконы....Расцвет сибирского иконописания пришелся на первую половину XVIII века. На выставке представлены образы наиболее почитаемых в Сибири святых - Богоматери, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Симеона Верхотурского, Иннокентия Иркутского и др.

Богослужебные книги, культовые предметы, одежда XVII-XVIII веков рассказывают о жизни, быте и вероучении старообрядцев.

Вторая выставка филиала - Ремесла и промыслы города Тюмени конца XIX- начала XX века. Тюмень, первый русский город в Сибири, уже на раннем этапе развивался как ремесленный центр....Недаром называли Тюмень «городом мастеров»».

Любопытным дополнением к характеристике тюменского и одновременно всего западносибирского культурного наследия может стать уникальный музейный материал из истории сибирской ямщины6. Об одной из музейных реликвий – обозной часовенке - сообщает К.А.Евреинов.

Обозные часовенки ямщиков
По его утверждению, одна из часовенок была обнаружена у потомственного барнальского ямщика, татарина Изотова. Другая в 1913 г. у коренного сибиряка, тоже ямщика М. Антипина, к этому времени ей насчитывалось уже тогда около 200 лет. «Изображаемые на рисунках обозные часовенки делались из деревянных резанных вручную брусков, что давало своеобразную оригинальную примитивную крестьянскую орнаментировку. Каждая пёстро раскрашенная масляной краской в розовый, зеленый и синий цвета балясинка, несмотря на потертость, обветренность и сколы, вместе с задублёнными ремёнными подвесками, представляла собой очень интересный и приглядный вид этой своеобразной примитивной профессиональной реликвии. Как у первой, так и у второй часовенки крышка была полукруглая из листового толстого железа. Антипинская — крашена зелёной медянкой. Ручка или древко часовенок - березовый брусок квадратного сечения, длиной приблизительно 1,5 м. Под донцем часовенок были симметрично приделаны шлейные бляхи на двух ременных сыромятных подвесках с кистями на концах. Антипинские подвески держались значительно прочнее несмотря на то, что часовенка его была, безусловно, древнее, чем изотовская, так как каждая подвеска прикреплялась на трех ремешках...

«Крестясь, брали, подвязывая её всегда с правой стороны в передней части саней или телеги, на головной подводе. Крестились на нее, выезжая из ворот с кладью в дорогу. Шибко обороняла она в пути и от всякой порчи, сглаза лютого и всяких худых дел встречного лихого человека», - говорил о часовенке ямщик Михаил Антипин.


1 Рощевская Л.П. Памятники и памятные места Тюменской области. Свердловск, 1980. 160 с. [вернуться]
2 Рощевская Л.П. Указ. соч. С.15 [вернуться]
3 Там же. С.43 [вернуться]
4 Рощевская Л.П. Указ. соч. С. 51-52. [вернуться]
5 Тюмень. Областной краеведческий музей.// Альманах "Сокровища России". Вып.9. Санкт-Петербург, 1997. [вернуться]
6 Евреинов К.А. Путевые реликвии старинных сибирских ямов //Труды Томского областного краеведческого музея: Сб.статей /Отв. ред. Я.А.Яковлев. Томск, 2000. С.139-140 [вернуться]


Глава 3 Параграф 2
Hosted by uCoz