§16. Тобольский художник-родиновед Пантелеймон Петрович Чукомин.
В конце XIX - начале XX вв. в Тобольске жил и работал Пантелеймон Петрович Чукомин — художник, творческая и педагогическая деятельность которого заложила основы художественного образования в нашем городе.
Его помнят по картинам, которые вот уже несколько десятков лет находятся в экспозиции Тобольского музея-заповедника. Кому-то он известен как патриот своего города и края. Гражданская позиция П.П. Чукомина всегда оставалась на высоте. Он принимал самое деятельное участие в сохранении исторического и художественного наследия. И лишь немногие помнят, что он был в первую очередь учителем и всю свою жизнь посвятил этому благородному делу.
Восстановить жизненный и творческий путь этой незаурядной личности помогли материалы личного архива художника, которые хранятся в фондах Тобольского музея-заповедника.
Родился П. П. Чукомин в Тобольске, где и прошли его детство и юность. В 1891 г. он оканчивает Тобольское уездное училище и до 1898 г. «занимается канцелярской работой» в экспедиции о ссыльных. Нам не ясны причины, по которым он уже в довольно зрелом возрасте, в 25 лет, решается поехать на учебу в С.-Петербург для получения профессии художника.
В столице он поступает в 1899 г. в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. В 1905 г. после окончания училища возвращается обратно в Тобольск. Здесь, на родине, он хотел применить свои знания, умения и талант. Именно с этого времени начинается его плодотворная педагогическая деятельность. Его принимают на должность преподавателя графических искусств: в Тобольское духовное мужское училище (1906—1914 гг.), в епархиальное женское училище (1907—1914 гг.), затем в духовную семинарию преподавателем живописи (1910—1919 гг.), в женскую гимназию (1914—1919 гг.), в учительский институт и высшее начальное при нем училище (1916—1919 гг.), в учительскую семинарию (1917—1919 гг.) и торговую школу (1916—1919 гг.).
При этом наряду с педагогической деятельностью он с увлечением занимается живописью: пишет пейзажи, портреты и жаровые картины. Его интерес к истории родного края выливается в графические листы с изображением хантыйских орнаментов, в зарисовки предметов быта. Его интересует история и судьба церковных художественных ценностей и свое мнение он выражает в статьях «По поводу исчезания древнецерковного художества» и «О копиях с чудотворных икон».
До революции творческая деятельность П. П. Чукомина особенно активна и плодотворна. Уже в 1910 году итогом его художественной работы стала персональная выставка художника. На ней только живописных работ было представлено 56, а также эскизы театральных декораций и предметов прикладного искусства, графические листы. Перечень названий работ свидетельствует о том, что художник владел практически всеми жанрами живописи: «Тобольск осенью», «Никольский взвоз», «Вершина зимой», «Хозяйка захворала», «За работой до рассвета», «Святой Симеон Верхотурский», «Никольская церковь», «Портрет Н. Л. Скалозубова» и многие другие.
В 1913—1915 гг. тобольский учитель принимает участие в художественных конкурсах, проводившихся в С.-Петербурге, на проект обложки для одного из Российских педагогических журналов и проект «Памяток» воинам, павшим при защите Отечества. За первый проект ему присуждают вторую премию. Проектов «Памяток» им было предоставлено три варианта и за каждый из них он награждается третьей премией.
С 1905 по 1918 гг. созданы его лучшие живописные произведения: «Тобольск» (1909 г.), «Памятник Ермаку» (1911 г.), «Берег Иртыша» (1911 г.), «Деревенская улица летом», «Летний дворик» и другие. Портреты этого периода и жанровые картины красноречиво характеризуют П.П. Чукомина как продолжателя лучших традиций передвижничества. «За починкой», «Хозяйка захворала», «Женщина за прялкой» и другие лаконично и емко передают быт, нравы и уклад сибирской жизни. В эти же годы Пантелеймон Петрович создает портреты близких ему людей: жены, сыновей, а также виднейших представителей сибирской интеллигенции — Н.Л. Скалозубова, Г.Н. Потанина.
После установления советской власти П.П. Чукомин продолжает свою педагогическую деятельность.
В конце 1919 г., зная, что после эвакуации тоболяков, не принявших советскую власть, осталось много художественных ценностей, П.П. Чукомин обращается к заведующему отделом народного образования с проектом о сборе всех брошенных предметов искусства и об устройстве в Тобольске музея изящных искусств и художественной школы при нем.
Позднее в своих воспоминаниях он запишет: «...Осталось много имущества, брошенного на произвол судьбы. Среди этого имущества было немало и художественных ценностей. Как эти ценности, так и вообще имущество частью расхищалось, а главным образом раздавалось без разбора и учреждениям, и частным лицам. В результате ценности стали исчезать бесследно. Я счел необходимым в начале января 1920 г. об этом сообщить местному отделу народного образования».
Отдел народного образования уполномочил П.П. Чукомина осуществлять предложенный им проект. «До известной степени эту задачу удалось мне выполнить, но кое-что, известное мне как старожилу, так и исчезло. Уже к началу апреля 1920 г. мною была собрана настолько порядочная по тобольскому масштабу коллекция картин и художественных предметов, что из них составился музей, каковой под названием «Музей Изящных искусств» в апреле был открыт для обозрения публикой». Работа по собиранию не всегда проходила гладко. В одной из древниковых записей находим, что отобранная им для коллекции картина понравилась председателю комиссии, и он обратился к П. П. Чукомину с просьбой вернуть картину. Художник просьбу отклонил. Этот эпизод характеризует прямолинейность и честность П. П. Чукомина.
При музее в августе 1920 г. открылась художественная школа, которая просуществовала до июля 1924 г. и была закрыта согласно постановлению окроно. Такая же участь постигла и открытый им с таким трудом художественный музей. Самому Чукомину предлагают преподавательскую работу в педагогическом техникуме. Основной причиной закрытия художественной школы руководство города выдвинуло нехватку средств для ее содержания. Однако сам П. П. Чукомин в докладной записке объясняет причину закрытия непониманием значения художественной школы для Тобольска и его района. «По-видимому, думают, что сейчас-де не до искусства, как мне было сказано, что художественная школа в Тобольске чуть ли не буржуазный предрассудок.
Знакомство с творческим наследием тобольского художника удивляет разносторонностью его интересов. В личном архиве художника находится весьма солидное его поэтическое наследие. Стихосложением он увлекался в течение всей своей жизни. В 20-е годы он сочиняет тексты и иллюстрирует детские «книжки-малышки», готовит иллюстрации к сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок». Работает над эскизом декораций и занавеса к спектаклю по сказке своего земляка. Пишет для музея серию живописных портретов знаменитых тоболяков: П.П. Ершова, Д. И. Менделеева, А. А. Дунина-Горкавича. Однако жанровых картин в его живописном наследии на этот период нет. В 1935 г. тоболяки отмечали тридцатилетие его педагогической деятельности. В «Тобольской правде» одна за другой выходили статьи о П. П. Чукомине — художнике, учителе, общественнике. Его ученики вспоминали, что он дал им первый толчок и «знания, полученные в художественной школе, определили профессию многих из них».
Период 30-х годов оставляет сложное впечатление о творчестве П. П. Чукомина. С одной стороны, он полон сил и творческих замыслов, участвует в выставках тюменских и омских художников, но за поисками новых тем социальной действительности ощущаются его желание приспособиться, воспринять и понять новый ему строй.
В 1937 г. в одном из писем он напишет: «Должен сознаться, что творчество наше на этот раз весьма и весьма небогато. У меня лично причины к этому были... Пожалуй самая главная — пониженный интерес к творчеству. Почему, отчего — распространяться не буду».
17 марта 1938 г. он арестован по обвинению за участие в контрреволюционной эсеровской организации. 10 июля 1938 г. Тройка при УНКВД по Омской области приговорила художника к расстрелу. II июля 1938 г. приговор приведен в исполнение.
Параграф 15 | Параграф 17 |