§18. Учитель и краевед Григорий Матвеевич Дмитриев-Садовников.
Один из главных факторов укрепления культуры региона – преемственность родиноведческих традиций. Здесь высока роль краеведов-одиночек. Ниже приведены фрагменты о деятельности одного из таких «культурных работников».
Текст воспроизводится в сокращении по изданию: Белобородов В. Учитель, краевед и гражданин // Дмитриев-Садовников Г.М. Версты и строки. Екатеринбург, 1998. С.5-10, 117.
Г.М. Дмитриев-Садовников — один из тех замечательных людей, которых дал Северу Тобольск. Здесь он родился 3 ноября 1885 г. в семье коренного тоболяка Матвея Васильевича Дмитриева, здесь его крестили в церкви Захария и Елизаветы. Прихожанами ее были большей частью деловые люди, связанные с рекой — с рыбным промыслом, пароходством.
В конце 1903 г. произошло событие, круто изменившее судьбу молодого тоболяка. В декабре во время ежегодной ярмарки в селе Ларьякском сургутский уездный исправник Г. А. Пирожников предложил туземцам открыть свою школу (до этого ларьякские дети обучались грамоте в местной церковной школе). Ярмарочный съезд принял соответствующий приговор, и были найдены необходимые средства. Исправник добился разрешения на открытие в Ларьяке начального училища Министерства народного просвещения и, будучи в Тобольске по делам службы, подыскал учителя. Тобольский училищный совет назначил на эту должность, как писал позднее Г. А. Пирожников, «молодого педагога» Григория Дмитриева-Садовникова. В январе 1904 г. они вместе приехали в Сургут, а до Ларьяка учитель добирался уже один.
Трудно сказать что-либо о мотивах такого смелого решения 18-летнего юноши. Возможно, Севером Григория заинтересовал его старший брат Николай. Выучившись на псаломщика, он в 1891—1892 гг. служил в Сургутской Троицкой церкви, а в 1892—1898 гг.— в с. Щекурьинском Березовского округа, где вместе с известным краеведом священником В. Н. Герасимовым занимался археологическими раскопками и участвовал в делах Тобольского губернского музея. Впрочем, юные учителя в нашем крае были в то время скорее правилом, чем исключением; другое дело, что задерживались на Севере они очень недолго. Григорий Матвеевич же прожил в Ларьяке без малого 10 лет и, что особенно примечательно, именно здесь, в лесной глуши, и сформировался как учитель, исследователь и гражданин.
Начинать учебу было очень трудно: ученики не знали русского языка, а учитель — остяцкого. Но Дмитриев-Садовников вскоре освоил так называемый звуковой способ: написав рядом простое остяцкое слово и его русский перевод, он учил детей произносить буквы и слова, а затем писать и читать предложения. Так ученики овладели русским языком, а учитель настолько хорошо освоил остяцкий, что впоследствии составил его словарь и грамматику.
В школе 23 ученика: 16 остяков и 7 русских. Первые два года учитель совершенно не имел учебников, пришлось подготовить рукописные и учить по ним. Зная основы рисования, он ввел преподавание этого предмета — к большому удовольствию учеников. Зимой школа пользовалась волшебным фонарем, ее тесное помещение (размер классной комнаты 3 на 1/2 сажени) битком набивались остяки, знакомившиеся по картинкам со священной и гражданской историей, невиданными городами и чудесами природы . Учитель привез семена огородных культур и намеревался устроить при школе силами учеников огород.
Г.М. Дмитриев-Садовников собирал также и народный фольклор русского населения. Приведем примеры записей частушек, сделанные им в 1913 г. в одном из сел Западной Сибири Демьянское Тобольской губернии.
«Играй, играй, тальяночка Играй, не торопись. На тальяночке написано: «Милашка, берегись!» Ты не стукай, милый, Не выманишь меня: Я не глупая девчонка, Не пойду к тебе туда! Ты не стой у ворот, Не маши фуражкой, Я теперечь не твоя, Не зови «милашкой». |
Охо-хони, мама, горе: У окошка стоят двое, Охо-хо, мама, беда: Дожидаются меня! Милашка черноброва, Завлекательны глаза, Не пойдешь охотно за Потащу за волоса! Дайте ножик, дайте вилку - Я зарежу свою милку! Дайте ножик повострей — Я зарежу поскорей!» |
Параграф 17 | Параграф 19 |