§21. Андрей Дмитриевич Крячков - «сибирский архитектор».
Получив... аттестат реального училища, А.Д.Крячков год спустя успешно выдержал конкурсный экзамен стоимостью в 50 рублей в Петербургский институт гражданских инженеров - одно из лучших в России высших учебных заведений. Окончил в 1902 году институт по I разряду со званием гражданского инженера (с архитектурным уклоном). Ему предложили на выбор 69 вакантных мест службы, и он выбрал строительное отделение губернского управления Томска. Этот выбор был продиктован еще и тем, что А.Д.Крячков был рекомендован преподавателем строительного черчения и рисования во вновь созданный Томский технологический институт (1900 год).
...Участвуя в строительстве двух крупнейших комплексов учебных зданий в Томске - университета и технологического института - он приобрел серьезные инженерно-архитектурные познания, опыт организатора строительного процесса, изучил специфику строительства в природно-климатических условиях Сибири.
В начале XX века в быстрорастущих и развивающихся городах Западной Сибири немногочисленные архитектурно-инженерные кадры имели большие возможности для применения своих способностей. Частный заказ...преобладал над остальными. В Томске из более чем 150 крупных каменных зданий около120 были запроектированы архитекторами для частных лиц или частных организаций....Застройка города, особенно после соединения Томска веткой с Сибирской железнодорожной магистралью, возрастала количественно и качественно... Город начинает благоустраиваться на современном уровне.
...Вместо деревянной ампирной и народной застройки город быстро заполняли соответствующие капиталистическому обществу задания: торговые пассажи, ломбарды, торгово-складские корпуса, фабрики, банки, вокзалы, кинотеатры, библиотеки, бани, доходные дома, торговые фирмы...Возникают новые...формы архитектурно-строительной деятельности в виде строительных фирм, как, например, фирма «Ц.Любинский и Э.Векер», специализирующаяся на строительстве из железобетона. Рушилось архитектурное единство города, сформировавшееся к середине XIX века в стиле классицизма. Эклектика, провинциальный модерн, излишества купеческой архитектуры вытесняли классицизм и народное зодчество старого Томска.
Столь же быстро развиваются и отстраиваются другие западно-сибирские города: Омск, Барнаул, Бийск, молодой Новониколаевск.
Как архитектор Западно-Сибирского учебного округа в 1908 году Андрей Дмитриевич получил от Новониколаевского городского управления заказ на составление проекта и постройку здания реального училища....Реальное училище преполагали построить на восточной окраине Ярмарочной площади..., однако затем отвели участок на Николаевском проспекте, неподалеку от собора св. Александра Невского.
Реальное училище стало крупнейшим зданием на Николаевском проспекте в 1912 году. Оно на несколько сажен отступало от красной линии проспекта и было отгорожено от тротуара красивой и скромной металлической решеткой на гранитном цоколе, поддерживаемой гранитными столбами.
...За 1911-1912 годы выстроено двенадцать двухэтажных зданий...Наиболее густо сеть школ покрыла Центральную часть - 5 школ - как наиболее старую и плотно заселенную; затем Вокзальную - 4 школы. В местах, тяготеющих к линии железной дороги и в направлении военного городка, а также в прибрежной части Закаменского района построено 3 школы.
В планировочном решении зданий школ А.Д.Крячков применил «план романовского типа» для городской школы, разработанный в строительном комитете МНП различными специалистами. Типовая схема предназначалась для массового строительства в городах России небольших школьных зданий («училищных домов»). Называлась она так потому, что, в связи с готовящимся в России введением всеобщего начального образования, для массового строительства городских школ был создан специальный фонд (к 300-летию дома Романовых).
...Большинство школ (9 из 12) были построены на углах кварталов и поэтому хорошо просматривались с больших расстояний по многим улицам города. Школы, со своими живописными силуэтами, ярким цветовым (красно-белым) строем, более крупным, по сравнению с преобладающей городской одноэтажной деревянной застройкой, масштабом, контрастно выделялись в общей панораме города, привлекая к себе внимание. Они придавали некоторое стилевое единство городской архитектуре, еще не имеющей устойчивых традиций.
...Одновременно со школами в центре Ярмарочной площади ...был выстроен Городской (торговый) корпус.... Яркая полихромия (в традициях русской архитектуры XVII века) здания четко выделяла его из окружающей застройки....Строгая симметрия объемного и фасадного решения корпуса диктовалась, помимо его назначения как главного административного здания Новониколаевска, и его расположением посредине огромной Ярмарочной площади (равной по площади восьми городским кварталам), а также в геометрическом центре всего города. Кроме того, Ярмарочная площад Новониколаевска был принята за географический центр всей Российской империи, что и было отмечено постройкой часовни в стилизованных формах русской церковной архитектуры XIV-XV веков. Архитектуру Городского корпуса, как и городских школ, построенных по проектам А.Д.Крячкова, нужно отнести к архитектуре рационалистического модерна, свободной от предвзятой стилизации под какой-либо «чистый» исторический стиль.
...До старинного сибирского города-крепости Кузнецка была проведена железная дорога от станции Юрга Великого Сибирского железнодорожного пути...и в конечном пункте этой дороги...был построен город-сад при станции Кузнецк. Он был запроектирован в 1916 году А.Д.Крячковым, приглашенным для этой цели управлением Кольчугинской железной дороги. В 1918 Андрей Дмитриевич становится консультантом и заведующим отделом проектирования сооружений и заводских поселений по «типу городов-садов» Кузнецкого металлургического общества в Томске.
Это были первые градостроительные работы в деятельности зодчего.
Город-сад при станции Кузнецк не получил своего полного развития. В нем не были сооружены монументальные здания: вокзал, церковь, управление дороги. В годы первой пятилетки со строительством соцгорода он превратился в периферийный городской район Новокузнецка.
Параграф 20 | Параграф 22 |