§3. Филофей Лещинский: конец пути и память потомков

Память о Филофее Лещинском всегда жила в Троицком монастыре. Он был «единственной замечательной личностью» в его истории, «с любовью и терпением вникал в нужды тюменцев». В 1810 году архимандрит Гавриил задумал построить каменный притвор у западного входа в Троицкий собор и облагородить могилу Филофея. Был разработан план и фасад сооружения, но по разным причинам осуществить задуманное не удалось. В 1821 году архимандрит Амвросий воздвиг над могилой каменное надгробие, на котором была сделана надпись, изображен крест и лик святителя. Над надгробием устроили небольшой железный навес». В таком виде захоронение схимонаха Феодора просуществовало около семи десятилетий. В 1890 году по указанию архимандрита Филарета «портрет и надпись были увеличены.., а вместо прежней каменной оградки, сделана глухая, крытая железом, светлая, хотя и деревянная, но довольно обширная паперть...». Именно такой её запечатлели фотографии второй половины XIX века, такой она была и в начале 1920-х годов... Со времени Филарета желающие получили возможность погребать своих родственников при монастыре за установленную плату, разумеется. Сам Филарет умер в 1897 году и похоронен между алтарей Троицкого собора...». Вошедшему в монастырь в конце XIX века открывался чистый ухоженный двор, поросший травой. От келий настоятеля к Собору вели липовые аллеи с деревянными тротуарами. Над главными монастырскими воротами возвышалась увенчанная шатром восьмиугольная башенка с изображением Святой Троицы...

Дорога стала его жизнью. Было бы неудивительно, если бы он и умер в дороге. За полгода до смерти семидесятишестилетний Филофей побывал в Обдорске. Скончался он 31 мая 1727 года, в своей келье, в любимом, им обустроенном тюменском монастыре. А вот похоронили его на дороге... Он так хотел - возле западного входа в Троицкий собор, «дабы мимоходящие попирали прах мой ногами» - так написал он в завещании, показав тем самым пример скромности, покорности, смирения - высших христианских добродетелей. Сто лет ходили по его могиле люди - те, кто шёл молиться в Собор. В начале XIX века над могилой Филофея построили каменное надгробие. Прекрасное желание - увековечить память замечательного человека, но хотел ли этого схимонах Феодор? Не является ли это нарушением его последней воли?

Он хотел быть на дороге. На пути... . На протяжении века девятнадцатого память о Филофее Лещинском жила. Поклониться его могиле приходили богомольцы со всей Сибири. Место захоронения святителя уже очень давно сравняли с землёй, заасфальтировали, завалили строительным мусором... Сегодня - это территория вновь созданного монастыря. Сам патриарх полтора года назад (июль 1994 г.) служил здесь панихиду. А каких-нибудь десять лет назад имени Филофея наше духовенство не знало. О нём помнили лишь десяток специалистов: историки, архитекторы, краеведы. Место, где погребли замечательного человека - апостола Сибири, великого миссионера - «вычислили» сотрудники музея «Церковь Петра и Павла», показали тогдашнему (1988г.) архиепископу Омскому и Тюменскому Феодосию, который намеревался начать работу по канонизации святителя.

Могила есть, но в ней нет останков митрополита... Совсем недавно среди архивных материалов ТОКМ мне попался замечательный документ - Обращение председателя Тюменского Епархиального совета («обновленческого» - Б.Ч.), архиепископа Александра к причтам и приходским советам от 20.05.1927 г. в связи с 200-летием со дня кончины Филофея Лещинского. «Усердное моление наше, -писал архипастырь, - совершаемое нами совместно с верующими, теперь и после, за приснопамятного Святителя Филофея, почивающего нетленно в храме Вознесения г. Тюмени, - веруем ,- ускорит дело Промысла Божия о сем подвижнике, (...) служившем в пору образования императором Петром I Св. Синода, предшественнике нынешнего Св. Синода, этого высшего органа власти Р.П.Ц., имеющего тесную каноническую и молитвенную связь со всеми Православными Восточными Церквами - Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской...» Обновленческий архиерей пользовался юбилеем для достижения своих политических целей - победы над «тихоновцами» - «староцерковниками», но между прочим он сообщил очень важную информацию для нас. Оказывается, в 1927 году останки митрополита находились уже и ещё в тюменской заречной церкви».

Когда, кто и зачем разорил захоронение? Это случилось в 1923-м. Исполняя решения Всероссийского Второго Поместного собора 1923 г., подготовленного «обновленцами», Тюменский Епархиальный Совет во главе с архиепископом Алексием 18.05.1923 г. объявил Тюменский Троицкий монастырь закрытым. Храмы обители становились приходскими, а прочие здания и территория переходили в ведение музейного отдела Главнауки. Именно акт передачи от 30.11.1923 г., подписанный уполномоченным музейного - отдела Л.Р. Шульцем помимо много интересного, извещает и о вскрытии могилы: «...двери, ведущие из паперти в верхний этаж, сорваны с петель, шарниры и ручки похищены..., пол паперти на одной трети вскрыт и забросан землёй вынутой при вскрытии склеп(а) Филофея Лещинского». Перенесение останков митрополита, как явствует из заявления участника Второго Поместного собора, уполномоченного ВЦУ протоиерея Владимира Марсова, предполагалось осуществить во второй половине сентября 1923 года. Акция эта, как видно, состоялась ещё до того, как произошла передача монастыря «новому владельцу».

В 1929 году повсеместно закрывались храмы. Скорее всего именно тогда «останки Филофея» попали в тюменский музей, а точнее в его филиал - музей истории религии и атеизма, расположившемся ненадолго в Благовещенском соборе. В описях антирелигиозного музея, а позднее антирелигиозного отдела музея местного края 1930-х - середины 1940-х годов под № 1647 значится экспонат «Гробик Филофея». В 1946 году этот «экспонат» собирались передать церкви «для захоронения на городском кладбище», но поскольку тюменский благочинный Д.А.Родионов от изъятия останков отказался, так как они, по его мнению, не представляли религиозной ценности, распоряжением уполномоченного по делам православной церкви при Совмине СССР по Тюменской области И.Тихомирова, «экспонат» из обозрения в музее изъяли и уничтожили «путём сожжения в топке музея».

Параграф 2 Параграф 4
Hosted by uCoz