§15. Вклад сибирских татар в развитие культуры региона.

Глубокий след не только в истории и культуре тюркских мусульманских народов России, но и многих других народов мира, оставил Абдерашит Гумерович Ибрагимов (родился в г. Таре в 1857 г.). Родители его, образованные люди, отец Гумер Ибрагимович хорошо знал арабский, иранский и русский языки. Мать Гафифа-Банат, получив домашнее образование, в течение сорока лет обучала девочек-татарок и бухарцев г. Тары и Тарского уезда. Начальное образование Абдерашит получил дома. Годы учебы в медресе были для него годами тяжелых испытаний. Осиротев в четырнадцать лет, пришлось учиться и одновременно зарабатывать на жизнь. В 1878- 1879 гг. А. Ибрагимов служил учителем в семьях-богатых казахов в Кокчетавском и Атбасарском уездах Казахстана. В 1879 - 1884 гг. А. Ибрагимов находился в Медине, где совершенствовал свои знания по истории, теории ислама, большое внимание уделял изучению арабского языка и литературы. Изучив классический ислам в Медине, он проявил себя как крупный ученый-исламовед. В 1885 году по приглашению своих земляков А. Ибрагимов стал указным муллой соборной мечети и мударрисом тарского медресе. Однако он не мирился с исполнением стесненной этикетом должности. Абдерашит очень любил путешествовать. Так, в 1897—1901 г. Абдерашит Ибрагимов совершил путешествие по маршруту Стамбул-Египет-Палестина–Иран–Франция–Италия-Австрия-Сербия-Болгария-Южная Россия-Кавказ-Бухара-Туркестан-Урал-Сибирь. С первых лет XX века и в годы первой русской революции А. Ибрагимов в своей собственной типографии выпускает издание «Миръат» («Зеркало»), газету «Ольфэт» («Дружба»), еженедельник «Тильмиз» («Шакирд») на арабск» м языке. Много внимания он уделял делу реформирования народного образования. В частности, отстаивал идею перехода от старого метода обучения в мусульманских школах, к новому. Абдерашит Ибрагимов придавал важнейшее значение изучению учащимися в медресе русского языка и литературы, чтению произведений Ломоносова, Пушкина, Толстого и других русских писателей.

А. Ибрагимов был хорошо знаком с трудами таких ученых-сибироведов, как Г. Миллер, И. Фишер, И. Георги, В. Радлов, Г. Потанин, Н. Ядринцев и др. В 1908—1909 гг. он устанавливал личные контакты с профессорами Томского университета Н. Соболевым, И. Малиновским, А. Андреевым и др. Во время встреч А. Ибрагимова с ними поднимались вопросы о путях экономического, культурного развития, о перспективе организации школьного образования «инородцев» Сибири, в том числе сибирских татар. Результатом его последующих путешествий стали историко-этнографические исследования о тюркских племенах, из которых формировались сибирские татары, о роли бухарцев в Сибири, о хозяйственной деятельности, о народном образовании и культуре сибирских татар. Умер он 31 августа 1944 года в Японии.

Огромную популярность обрел житель г. Тобольска Айтмухаметов Тухтасынхаджи Сафаралеевич. Он известен как ревнитель просвещения среди мусульманского населения, гласный думы, член учетного комитета в государственном банке, казначей общества мусульман-прогрессистов. Его избирали представителем татарского населения на торжества коронации Николая II и 300-летнего юбилея Дома Романовых, он же был одним из учредителей общества мусульман-прогрессистов, на свои средства открыл школу и содержал ее. Его стараниями была построена в Тобольске каменная ныне действующая мечеть в подгорной части города на улице Большой Пиляцкой (теперь ул. Пушкина). Средства на постройку были собраны среди мусульман Тобольской губернии. По его же настоянию деревянное здание старой мечети было перестроено в помещение татарской школы, которая содержалась на средства мусульманского общества. Другую мечеть он построил в Нижних Аремзянах (Тобольский район), при этой мечети работала начальная татарская школа. Умер Тухтасынхаджи в 1915 году и похоронен в юртах Будолинских. Народ посвятил ему байты.

Параграф 14 Параграф 16
Hosted by uCoz