§32. Художник Вадим Матвеевич Мизеров.

В годы гражданской войны В. М. Мизеров оказался в Томске. Здесь он и остался, надеясь найти более полное приложение способностей. В Томске Вадим Матвеевич встретил другую аудиторию — не школьников, а студентов, среди которых было немало и взрослых людей. Для этой аудитории, как он вскоре понял, требовалась перестройка программ, так как проясняя практика преподавания была непригодна.

Обладая художественным дарованием и будучи достаточно опытным учителем рисования, Вадим Матвеевич посвятил многие годы разработке методики преподавания рисования и графики. И в этом он добился немалого.

В первые годы пребывания в Томске В. М. Мизеров не мог в полной мере осуществить задуманные планы, так как в средних школах и вузах в 20-е гг. лишь нащупывались правильные пути перестройки старой школы. В эти годы к преподаванию таких предметов, как рисование и черчение, требования были снижены. Для Вадима Матвеевича это были трудные годы. Не желая расставаться с любимым делом, он вынужден был изыскивать дополнительные средства к существованию, так как ничтожное число учебных часов рисования в средних школах Томска не обеспечивало необходимого жизненного уровня. О реализации своих творческих устремлений было трудно думать. Однако, как бы материально трудно не было, Вадим Матвеевич не оставил своей привязанности.

...Томский отдел народного образования создает лекторские группы из учителей и преподавателей для поездки в деревню с целью агитации и пропаганды знаний. Одним из активных организаторов таких групп постоянно являлся Вадим Матвеевич. Вот как он об этом вспоминал: «Приезжаем в село, договариваемся с сельским клубом о проведении лекций. Часть из них, посвященная народному творчеству, сопровождалась художественным оформлением. Литератор М. П. Кувшинская по памяти передает фрагменты из русских сказок и повестей, а я мелком на классной доске тут же, по ходу лекции, иллюстрирую рассказанное. Дети, да и взрослые, слушали и смотрели, затаив дыхание, буквально с разинутыми ртами. Вот где я понял, как надо народу подавать русское художественное слово». Следует к этому добавить, что описываемые события происходили в те годы, когда в деревне не все слышали о кино, а про радио даже и молвы не было.

Вадим Матвеевич возвращался в Томск после каждой такой поездки с творческим подъемом. Подобные поездки продолжались до осени 1922 г. Тягчайшее время было позади, но перспективы были более чем скромными. Учителя рисования, не говоря уже о «чистых» художниках, все еще были не в чести, так как этот предмет продолжал оставаться второстепенным.

В те годы существовало добровольное общество «Друзья детей», которым были организованы группы по обучению ребят из детских домов различным специальностям, и в том числе фотоделу. Фотостудией для детдомовцев в то время руководил известный фотограф Ш. Н. Пеньков. Естественно, что ребята, обучавшиеся в фотостудии, нуждались в художественном образовании. В связи с этим Вадим Матвеевич предложил открыть платную художественную студию с предоставлением 35—40% бесплатных мест для бывших беспризорников, помещенных в местные детские дома.

Осенью 1922 г. в Томске по ул. Торговой, в доме № 14 (ныне улица им.. Вершинина, № 16) арендуется часть комнат верхнего этажа двухэтажного дома, где устраивается художественная студия для детей. В первый год она имела две группы, а затем четыре. Иногда в группе было по четыре-пять мальчиков из бывших беспризорников. Некоторые группы состояли целиком из воспитанников детдомов.

...В те годы (1922—1924), когда студию посещал сын Вадима Матвеевича Боря (сейчас старший научный сотрудник Института геологии и геофизики Сибирского отделения АН СССР), в мизеровской студии, по его словам, обучались: два брата Либеровы, из которых Алексей — заслуженный художник РСФСР, ведущий художник Омска; Коля Лупов, в будущем архитектор; Жорж Нагорский, впоследствии геолог, Валентина Михайловна Хлопкова, не раз позировавшая в студии и известная томичам по персональным выставкам Вадима Матвеевича; Зинаида Константиновна Кольцова—художник; В. М. Кудрявцева, позже профессор-физик Томского университета; Любовь Николаевна Березнеговская, позднее профессор-биолог Томского мединститута; Е. Шумилова, позднее профессор-ботаник Томского университета; Посохин Миша, позднее главный архитектор Москвы, автор проекта Кремлевского Дворца Съездов; Константин Григорьевич Залозный, ставший председателем Томского отделения Союза художников РСФСР, заслуженный художник РСФСР. Учеником студии тех лет являлся Алексей Михайлович Хлопков, позднее профессор (гистолог) Томского мединститута. Свои работы и лекции он сам иллюстрировал акварельными рисунками. «Как мне в этом помогли занятия в художественной студии Вадима Матвеевича!»—говорил впоследствии Алексей-Михайлович. Ведь тогда цветной фотографии в Томске, да и вообще, еще не существовало.

В 1923 г. В. М. Мизеров был приглашен принять участие в конкурсе на занятие должности преподавателя рисования с чтением курса «Перспектива и тени» в Томском технологическом институте на кафедре архитектуры, возглавляемой известным зодчим Сибири профессором А. А. Крячковым. Так как к этому времени за Вадимом Матвеевичем в Томске утвердилось доброе имя хорошего художника и педагога, он был единогласно избран штатным преподавателем. Будучи художником но призванию, а по диплому — окончившим курсы архитектурного отделения Казанской академической художественной школы, Вадим Матвеевич в. технологическом институте впервые почувствовал полноту отдачи своих художественных знаний.

В Томском технологическом институте, после его реорганизации, в индустриальном (инженерно-строительный факультет выделился в самостоятельный институт и переехал в Новосибирск — ныне НИСИ) и затем в политехническом институте в должности преподавателя, старшего преподавателя, и. о. доцента Вадим Матвеевич проработал до 1946 г.

Параграф 31 Параграф 33
Hosted by uCoz