§2. Тюмень - первый русский острожный город, его особое транзитное значение.
Камень - Тюмень |
Как уже указывалось, наиболее ярко проникновение культуры русских на территорию Западной Сибири проявлялось в градостроительстве. Первым городом региона является Тюмень.
Памятный знак Ермаку |
Вид Тюмени 19 века |
На основе сохранившегося плана Тюмени конца XVII в. он опровергает распространенное убеждение, что регулярная планировка появилась в русском градостроительстве лишь в Петровскую эпоху (как следствие западного влияния), что русские средневековые города имели лишь радиальную или хаотичную планировку. «Сибирские города, начавшие свою жизнь прежде всего как военные лагеря, как стратегические пункты, нередко имели прямоугольную или очень приближенную к ней сеть улиц. Но в то же время, рассматривая план Тюмени, убеждаешься в том, что для строителей города прямоугольная планировка не была жесткой: там, где этого требовал ландшафт, условия местности, регулярность нарушалась, смягчалась, а местами и совсем пропадала. Эта градостроительная «раскованность» и делала город органичной частью ландшафта, создавала разность масштабов центральной части и окраин, а в конечном итоге - то богатство видовых перспектив, которое мы теперь считаем пока преимуществом средневековых городов. В Тюмени сочетание регулярности со стихийностью определило не только характер сетки улиц, но и очертания городских площадей... из всех площадей лишь одна имела строго прямоугольную форму. Но независимо от формы каждая тюменская площадь в соответствии с принципами русского зодчества являла собой пространство с церковью посередине. Эта центричность и свобода русских площадей - качество, «побеждающее» средневековую тесноту застройки. Практически почти каждая улица деревянной Тюмени выходила на площадь. Это придавало определенность и законченность всему внутреннему городскому пространству, и без того прочно связанному продольной планировочной осью - Сибирским трактом. Эта главная ось... в дальнейшем определит линейное развитие застройки»1.
Интересна характеристика специфической транспортной функции Тюмени. «Ямщицкие возки стали непременной и характерной частью тюменского пейзажа. Исследователь Сибири И.Завалишин писал в середине прошлого века: «Что Валдай для России, то Тюмень для Сибири - мать всех колокольцев...» Жилые дома Ямской слободы не отличались богатством декора, но рублены были добротно, при каждом - большой, иногда наполовину крытый двор за высоким сплошным забором.
«Если пройтись по одной из пограничных улиц слободы - Ирбитской, то непременно бросится в глаза, что одна сторона улицы застроена неинтересными домами, другая же, древнейшими, избами из темно-коричневых до красного свечения прокаленных жарой и морозом бревен. Обшитые такими же коричневыми досками карнизы очень большого выноса и мощные выступы срубов, рубленных «в обло», придают избам особую крепость. Довершают этот архитектурно-художественный образ распахнутые днем большие филенчатые ставни, украшенные несложной выемчатой резьбой наличники и громадные навесные подоконные доски с барельефной резьбой, чаще всего изображающие стилизованные занавески с перехватами и кистями. Мотив «занавесок» под окнами был очень распространен в Тюмени так же, как, например, в Костроме были распространены подоконные «полотенца». Тюменские «занавески» отличаются не только мотивом, но и характером форм: в них нет среднерусской «игривости и озорства», барельефное изображение «наложено» на строгую прямоугольную доску и к тому же заключено в рамку. Но зато само изображение очень тонко проработано. Удивительно хорошо тюменские «занавески» смягчают суровость монументальных изб. Да и вся улица от них становится по-домашнему уютной»2. Заметим. что в настоящее время в Тюмени сохранились лишь отдельные деревянные дома с резным обрамлением. Часть наличников с декором хранится в областном музее изобразительных искусств.
О перекличке истории и современности свидетельствует такая деталь в книге Заварихина: «Старый Сибирский тракт входил в город вдоль южной окраины Ямской слободы. Сейчас это улица Ямская, соединяющая дорогу в аэропорт с городом»3.
Параграф 1 | Параграф 3 |