§3. Роль традиций русского деревянного зодчества в определении новых координат региональной культуры.
Обратимся к характеристике, которую дает С.П. Заварихин другому древнему русскому центру Сибири - Тобольску. «Города никогда не возникают случайно или в случайных местах. Тобольск не мог не возникнуть именно здесь, при впадении Тобола в Иртыш, на высоком прибрежном плато, дугой огибающем пойменную низменность в излучине могучей реки. Плато в этом месте татары называли Алафейской горой, что в переводе означает «коренная ханская земля»...Издавна на Алафейской горе селились родственники, дети, жены властителей Сибири.
Возникнув в очень удачном месте, Тобольск стал быстро расти. Своеобразная топография местности естественно привела к возникновению двух частей города - верхней и нижней. В верхнем городе, на Троицком мысу, появились укрепленная крепость и Софийский двор, позже объединенные в единый кремль - первый в Сибири. С конца XVII в. по конец XIX века кремль строился и перестраивался в камне, постоянно видоизменяясь и обновляясь.
Тобольск - Праздничные гуляния |
Подготовка к строительству главного сибирского собора в камне велась почти три года. В окрестностях Тобольска нашли известь, нужную глину, бутовый камень. Из Москвы прислали связное железо, церковную утварь, разрешение взять семьсот рублей из тобольской казны и разрешение использовать крестьян на строительстве, «но не в пашенное время». Прислали и образец, по которому следовало строить церковь, - чертежи и сметы возобновляемой в то время в Московском Кремле Вознесенской церкви.... Как и предшествовавший ему деревянный, новый собор стал называться Успенским, но впоследствии был переименован в Софийский».
Примечательны рассуждения С.П.Заварихина о восприятии собора как части современного культурного наследия региона. Именно в таком контексте он раскрывает особенности соотношения образца и завершенного храма. «Во всей необъятной Сибири нет сейчас здания более древнего, чем тобольский Софийский собор. Архитектура Софийского собора говорит с нами, людьми двадцатого столетия, как с равными, на общедоступном языке красоты....Начать с того, что сам факт строительства «по образцу» характеризует вторую половину XVII в. как время оживления каменного строительства не только в центре русской земли, но и на ее окраинах, когда стало недоставать самодеятельных бригад каменщиков и государство все активнее определяло архитектурно-строительную политику....Правда, ...Софийский собор был рожден счастливым сочетанием добротного образца и талантливой самодеятельности каменщиков. Образец в данном случае нес в себе две культурные традиции - древнерусскую и итальянскую эпохи Возрождения, так как московская Вознесенская церковь, построенная в 1519 г. итальянцем Алевизом Новым, в середине XVI в. горела и была основательно перестроена при Борисе Годунове. Поэтому влияние принципов архитектуры Возрождения сказалось в Софийском соборе лишь в подчеркнутой геометричности кубического объема. Завершение храма и декор фасадов решены по-древнерусски....На архитектуру тобольского Софийского собора безусловно повлияли строительные традиции устюжских мастеров, а также принесенные московскими мастерами традиции русского «узорочья» и зарождавшегося тогда нарышкинского барокко1.
Находим у Заварихина и оценки последующих переделок. Так он пишет, что о главах точно известно, что они были сооружены луковичными (хотя московская Вознесенская церковь имела шлемовидные купола), а в 1726 г. заменены на более сложные, с перехватами у основания, по типу украинских. Можно предположить, что эта переделка была произведена по воле знаменитого сибирского митрополита Филофея Лещинского - воспитанника Киевской духовной академии. В то время, за год до своей смерти, Филофей Лещинский как раз начал строить в Тюмени силами украинских строителей монастырскую Петропавловскую церковь, тоже на украинский манер. Вообще нужно сказать, что влияние украинского, а через него и западноевропейского зодчества на архитектуру далекой Сибири в XVIII в. проявилось довольно отчетливо и отчасти объясняется тем, что с 1702 по 1768 год все тобольские митрополиты были выходцами с Украины.
Еще более примечательна дальнейшая судьба храма. О ней автор сообщает: «Первое время собор стоял весь белый, без росписи. Украшал интерьер лишь резной иконостас, установленный в 1710 г. Вскоре стены собора были покрыты фресковой живописью. По некоторым данным автором фресок был знаменитый живописец петровского времени Роман Никитин, сосланный после смерти Петра I в Тобольск вместе со своим братом - лучшим портретистом эпохи Иваном Никитиным....Фрески Софийского собора в середине XIX века были закрыты масляной живописью. Сейчас ведется подготовка к реставрационным работам. А пока закончена полностью лишь реставрация куполов - снаружи они покрашены ультрамарином, детали вызолочены, по синему фону «набросаны» золотые звезды. Красиво, конечно, но...как-то слишком картинно. Куда-то исчезла сибирская степенность, которая так явно проявлялась, пока купола были темными. Впрочем, время должно сгладить и притемнить сусальный блеск поновления. Зато настоящим образцом древнего прикладного искусства в Сибири остаются двери главного входа, оба полотна которых облицованы металлическими филенками, богато орнаментированными тонкой ручной насечкой. Чудо-звери и чудо-птицы на этих филенках - как отсвет далеких языческих времен»2. В этом описании вновь можно найти отражение наслоений разных культурных образцов, что и составило в итоге живую современную культуру Западной Сибири.
Параграф 2 | Вопросы и задания |