§1. Великая Сибирская магистраль – особое событие для культуры региона.
О железной дороге как новом образующем «гене» и его действии в регионе говорится в трудах Б.Оглы, С.Баландина, в предисловии к юбилейной хронике1. С конца XIX в. в развитии региональной культуры начинает играть особую роль социально-экономический фактор, подкрепленный действиями отдельных лиц (предпринимателей, инженеров, архитекторов, общественных деятелей). Сильным толчком, активизирующим социокультурные процессы, явилось строительство Великого Сибирского железнодорожного пути. Оно привело и к появлению новых культурных центров. Из последних, резко выделяется рождение и судьба Новониколаевска. На эти процессы указывают многие исследователи.
«Транссибирская магистраль породила немало городов: Барабинск, Татарск, Тайгу, Юргу, Боготол...Они все возникли на равных как железнодорожные станции, вместе со станцией Обь. Но одному Новосибирску суждено было не только вырваться из ряда сверстников, но и обогнать все старинные, почитаемые сибирские города, да и не только сибирские.
Новосибирск - генплан города |
Новосибирск - проект реконструкции набережной |
Новосибирск - проект дома соцземледелия |
Новосибирск - жилой дом облисполкома |
Новосибирск - проект жилого дома |
Новосибирск - проект жилого комплекса |
Заметим, что прозвище «Сибирское Чикаго» молодой город получил еще раньше в 1916 г., о чем свидетельствуют публикации журнала «Сибирские вопросы». Сама Сибирская магистраль – ярчайший историко-культурный памятник, раскрывающий черты нового регионального образа - Западной Сибири, вышедшей на индустриальную дорогу. Ее знаковую символику в культурном пространстве региона можно рассмотреть обратившись к работам историков архитектуры3. Так, Н.Л. Гуляйкина считает, что сооружение дороги значительно изменило архитектурный облик городов. Появились новые типы зданий и сооружений: вокзалы, паровозоремонтные мастерские, водонапорные башни, железнодорожные мосты. Комплексы станций включали школы, бани, церкви, жилые здания, переселенческие пункты. Появление железной дороги заставило по-новому осмыслить приоритеты архитектурных акцентов в панораме сибирских городов... теперь главными воротами города стали вокзалы.
Она подчеркивает роль пристанционных сооружений в формировании стилистики культурного пространства. «Пассажирские вокзалы крупных сибирских городов... представляли собой одно- или двухэтажное внушительное сооружение с богато декорированными фасадами. Особое внимание уделялось завершению здания - силуэту крыши. Тщательно выверялось масштабное соподчинение объема и формы крыши с объемом и формой самого здания. Отдельные участки крыши делались кубовидной, бочкообразной формы, в виде шатра, «палатки» и т.д. Для небольших населенных мест вокзалы строились по определенным образцам типовых решений, и подобные повторяющиеся объекты на протяжении длинного пути воспринимались как нечто целое, связанное стилевым и колористическим единством». По ее мнению, что вокзалы и другие сооружения дороги имели своеобразный «железнодорожный» стиль. В нем смешались элементы «псевдорусского» стиля и «модерна», широко распространенного в то время»4.
Символическое значение «Великого сибирского пути» вышло далеко за пределы региона. Об этом свидетельствует история создания уникального творения в российской культуре панорамы П. Я. Пясецкого и ее судьба5. «За исключением, пожалуй, узкого круга специалистов мало кому известно, что у Транссибирской магистрали есть своеобразный «двойник» - акварельная панорама, написанная П. Я. Пясецким. Картина-лента является не только художественной ценностью, но и оригинальным историческим источником, достаточно реалистично отразившим железнодорожный путь с основными и вспомогательными сооружениями на всем его протяжении. Россия представляла панораму на Всемирной выставке 1900 г. в Париже, где она была удостоена высокой награды. Отшумела выставка, улеглись рекламные страсти вокруг Великого Сибирского пути, и художественное полотно П. Я. Пясецкого стало забытым музейным экспонатом. Лишь в последние годы в связи со столетием магистрали интерес к нему пробудился вновь. Так пишет новосибирская исследовательница Г.А.Бочанова и предлагает увлекательный анализ своих архивных находок.
Обнаруженные Бочановой документы в совокупности свидетельствуют о том, что идея создания своеобразного памятника Сибирской железной дороге имела достаточно оснований. «Начало сооружения рельсового пути совпало со временем, когда Европа готовилась к празднованию 400-летия открытия Америки. И «Великая» магистраль вселяла немало надежд на большие перемены, которые потом с честью оправдала. Приблизив Старый и Новый Свет, она существенно повлияла на мировую экономику, культуру и политику.
Г.А. Бочанова уделяет внимание участию России в Парижской выставке. В оригинальном здании размещался «Отдел Окраин»: Кавказа, Крайнего Севера, Сибири и Средней Азии, одну из примечательностей которого составила панорама П. Я. Пясецкого «Великий Сибирский путь». Детали связанные с оформление русского павильона, дают дополнительные штрихи и к характеристике культуры России и Сибири.
Кремль возводили специально привезенные из России плотники, срубившие его без единого гвоздя, чем удивили заграничную публику. Его украшали 28 огромных панно, выполненных под руководством и с участием мастера станковой живописи К. А. Коровина. Общее руководстве отделом осуществлял член Государственного совета, известный путешественник, человек обширных научных знаний по ботанике, географии статистике, энтомологии, вице-президент ИРГО П. П. Семенов, хорошо знавший Сибирь. По его особой просьбе сибирские и другие филиал ИРГО, местные органы власти, музеи, частные лица представили на вы ставку уникальные коллекции и отдельные предметы. Особое покровительство отделу оказывала великая княгиня Елизавета Федоровна. «Русский окраинный отдел, - отмечала сибирская газета «Восточное обозрение», — устроен с большим старанием и обставлен очень эффектно» Работа Выставочного комитета увенчалась успехом. В Русском отделе особенно в здании Кремля, наблюдался такой наплыв публики, что «против давки приходилось принимать специальные меры», - писал позднее в отчете генеральный комиссар русской выставки.
Выставка Сибирской железной дороги находилась в Отделе Окраин России. Она была представлена группой экспонатов МПС по сооружению рельсового пути, Комитета Сибирской железной дороги по ее вспомогательным предприятиям и двумя движущимися панорамами Великого Сибирского пути. Одна из панорам принадлежала перу П. Я. Пясецкого и демонстрировалась Комитетом Сибирской железной дороги бесплатно. Другую устроило в коммерческих целях Международное общество спальных вагонов. Экспонаты размещались в просторных помещениях. «Все завешено, заставлено картинами, видами, планами мостов и других сооружений», — писала пресса.
Картина-панорама П. Я. Пясецкого, запечатлевшая целый комплекс различных по назначению объектов дороги и прилегающую к ней местность, как бы объединяла в единое целое и гармонично дополняла экспонаты. Вместе с «менее правдивой, но более направленной на рекламу» панорамой Международного общества спальных вагонов, она давала возможность наглядно познакомиться с Сибирской магистралью. Так, перед движущейся 70-метровой панорамой Общества стоял поезд имитированной железной дороги. По описанию генерального комиссара Русского отдела В. Н. Тенишева, «публика помещалась в вагонах, где получала завтрак, обед или напитки, и в полчаса перед ней мчалась местность от Москвы до Порт-Артура»... .
После закрытия выставки, наряду с этнографическими коллекциями Западной Сибири и панно К. А. Коровина, украшавшими Отдел Окраин России, картина-панорама П. Я. Пясецкого поступила в Русский музей императора Александра III6. С конца 1990-х гг. в залах ожидания нового железнодорожного вокзала Новосибирска можно получить представление о фрагментах этой панорамы.
Современники отмечали особую культурную роль Великой сибирской магистрали для региона и для жизни коренных народов Западной Сибири. Так, автор учебника родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа. А.Н. Седельников указывал: «...С проведением Сибирской железной дороги желающих переселиться стало много жителей степных губерний России выбирают и здесь степные участки, жители лесных... лесные. За последние десять лет в область переселилось более 300 тыс. человек.
Русское население области состоит из крестьян и казаков. Крестьяне мало чем отличаются от крестьян коренных русских губерний; они сохранили многие старинные обычаи, одеваются также, как в России, имеют такие же постройки. Отличаются предприимчивостью и хозяйственностью. Старожильческие крестьянские деревни - лучшие в области. За последние годы переселились крестьяне из различных губерний, более всего малороссов и теперь в области не редки малороссийские деревни. Переселенцы перенесли сюда свои порядки и обычаи и устраиваются, как на родине.
Казаки - первые русские жители в нашем крае, называются «сибирскими»... По наружности, одежде, домашней обстановке и обычаям они отличаются от крестьян. Объясняется это долгим проживанием среди инородцев и тем, что в состав их вошли выходцы из других казачьих войск. А также крестьяне великоруссы, малороссы, белоруссы, поляки и даже мордва и черемисы... Внешний вид большинства казачьих поселков не смотря на их давность, непривлекателен; но есть и богатые станицы7.
Влияние на начало изменений в традиционной культур коренных народов Западной Сибири оказала дорога и развитие, благодаря ей, капиталистических отношений. К таким выводам пришел современный исследователь В.Б.Богомолов, анализируя прикладное искусство сибирских татар. «...Отдельные составные части комплекса традиционного татарского искусства начали исчезать под воздействием развития капитализма в конце XIX - начале XX века. В тот же период этот процесс, с одной стороны, сопровождался усилением влияния русских традиций, с другой - большое воздействие оказывали казанские татары, которые в это время приняли активное участие в переселенческом движении. Но вплоть до 1930-х годов основной фонд художественной культуры воспроизводился. Коллективизация послужила мощным толчком разрушения ее целостности. Одно за другим уходили декоративные ремесла, забывались технологические приемы, выходили из обихода вещи, умирали последние мастера. Все эти процессы происходили стихийно. Никто специально художественную культуру не разрушал, но и не сохранял»8.
Новое в культуре Западной Сибири проявлялось и укреплялось и под воздействием технических изобретений. Помимо известных фактов о сооружении железнодорожных мостов через Иртыш и Обь. Это можно проследить на примере городского строительства. Исследователь В.Т. Горбачев отмечает: «Вплоть до последней четверти XIX в. специалистов каменных дел в городах Сибири не хватало. Для постройки отдельных зданий каменщиков приглашали из европейских губерний России. В последней четверти XIX в. развивается кирпичное производство и ведется оптовая продажа кирпича. В Томской губернии в это время насчитывалось 37 частных кирпичных заводов... И хотя заводы (кирпичные сараи) носили, как правило, кустарный характер и имели небольшую мощность, качество кирпича было высоким9.
Он подчеркивает, что значительно увеличилось строительство кирпичных домов после проведения железной дороги, когда в Сибири появились артели каменщиков из Владимирской, Курской, Пензенской и других губерний, где существовали глубокие традиции кирпичного строительства. «Каменные жилые дома чаще, чем деревянные сочетали в себе жилье с торговыми помещениями, размещаемыми в первом этаже. Характерным элементом таких домов были тяжелые металлические ставни, запираемые на ночь увесистыми замками. Несмотря на различие в деталях, большинству фасадов кирпичных особняков присущи общие черты, композиция их строилась по принципу живописного равновесия. На фасаде имелся один центральный или два боковых ризалита-выступа, которые завершались небольшими треугольными фронтонами или ступенчатыми (иногда фигурными) парапетами. На главном фасаде часто устраивали один или два балкона. Основной художественный эффект многих построек заключался в разработке темы стены главного фасада, где основными архитектурно-художественными элементами были обрамления окон и дверей, обработка верха здания, рустовка нижнего этажа, поэтажные пояски, различные декоративные вставки. Большое внимание придавалось форме и решеткам балконов, а также ограждающим кровлю решеткам»10.
Сибирские искусствоведы связывают с влиянием новых факторов появление т.н. «кирпичного» стиля. Эту особенность в облике городов региона и отмечает Горбачев.
Он подмечает признаки преемственности. «Если и не всегда эта архитектура сопровождалась применением древнерусских форм в чистом виде, то чрезвычайно интересный и поучительный опыт древнерусских каменщиков не забывался никогда. Выстроенные кирпичные сооружения декорировались тем же фигурным (лекальным) кирпичом, что делало их структурную и тектоническую рукодельную ткань, насыщенную к тому же светотенью, органически целостной и пластически живописной. Разнообразие декора достигалось применением различных по профилю, форме и размеру кирпичей - мелких «сухариков», цилиндрических, полукруглых, угольчатых и т.д. На примере развития Новосибирска прослеживается нарастание космополитических признаков региональной культуры. По мнению Горбачева, космополитический характер стилей архитектуры периода капитализма был причиной того, что профессиональная архитектура Новониколаевска не отличалась в принципе от архитектуры других городов и стран, не исключая при этом, разумеется, наличия местного колорита. Несмотря на то, что у рубежа XIX и XX вв. имелось несколько стилевых направлений (модерн, неоклассицизм, «кирпичный» стиль), выделение в архитектуре уездных и без уездных сибирских городов отдельных стилей весьма условно, во многих случаях их особенности стерты, неотчетливы.
Автор приходит к выводу, что в опыте прошлого есть много поучительного. Нарядность, полихромность, мажорность всей архитектуры, защита человека от неприятных зрительных впечатлений, органическая связь с природой, обеспечение людей простым «гибким» и «уютным» пространством, высокое качество строительных работ с пристальным вниманием к детали - все это в полной мере можно использовать и в современной практике.
Глава 6 | Параграф 2 |