§2. Первая Западно-Сибирская промышленная и сельскохозяйственная выставка (1911 г.) – полезный социокультурный опыт для современных размышлений.


1-я Западно-Сибирская выставка -
план

1-я Западно-Сибирская выставка
Отдельная страница в истории культуры Западной Сибири и особо значимая для вопроса об укреплении культурного потенциала региона, связанная с влиянием сибирского железнодорожного пути и с проявлением общественной активности сибиряков – это проведение Западно-Сибирской сельскохозяйственной, промышленной и лесной выставки 1911 г. Этот вопрос пока еще слабо представлен в региональной историографии культуры.


1-я Западно-Сибирская выставка -
"Главный"

1-я Западно-Сибирская выставка -
"Научный"
Одной из первых пишет о ее архитектурном облике омский искусствовед И.В.Спирина1.

«Первая Западно-Сибирская выставка первоначально должна была размещаться рядом с Женской гимназией, но позднее была выбрана новая площадка - рядом с ипподромом. После утверждения новой территории...над ее архитектурным решением с июля 1910 года работал Л.А.Чернышев (15(28) марта 1875-го - 20 февраля 1932-го), внеклассный художник архитектуры, родился в с. Сухобузимском Енисейской губернии. В 1900 году окончил полный курс Московского училища живописи, ваяния зодчества. Некоторое время работал в Москве. Вернувшись в 1907 году в Сибирь, жил и работал в Красноярске. Он возглавлял некоторое время рисовальную школу, открытую по инициативе В.И.Сурикова. По его проектам в городе строились дома. В 1910-1911 годах жизнь и творчество Л.А.Чернышева оказались тесно связаны с Омском. По проектам Л.А.Чернышева были построены главный вход, научный, лесной, машинный, молочный и ледник при нем, кустарный, переселенческий павильоны, эстрада - раковина, музыкальная беседка за главным павильоном, беседки рядом с театром, теплица (оранжерея), заборы, ворота, навесы, сторожка, а также, может быть, некоторые из частных павильонов».


1-я Западно-Сибирская выставка -
"Главные ворота"
Она обращает внимание, что стилевое оформление зданий было различным. «Главные ворота напоминали о кремлевских постройках городов России...В традициях русского стиля были выполнены переселенческий и кустарный павильоны,. Вызывая в памяти архитектуру теремов и народной избы. Использование дерева в постройках лишний раз напоминало о традиционном материале древнерусской архитектуры и о главном богатстве России и Сибири - лесе.

На стенах переселенческого павильона, по обе стороны от главного входа, размещались два живописных панно, представлявшие аллегорию переселения в прошлом и настоящем...Автором их был художник Павел Дмитриевич Шмаров, член Военно-исторического общества...Научный павильон был разработан как стилизация древнеегипетской архитектуры. Для России это редкое направление...При входе в павильон стояла скульптура, изображавшая Ермака....В облике театра-ресторана ожили черты мавританской Испании. Веранда была окружена арками, рисунок которых, заимствованный из построек Альгамбры, придавал зданию неповторимую экзотичность....Лесной, машинный и молочный павильоны, как и главный, решались в традициях нового архитектурного стиля – модерна»2.

В Омском государственном историко-краеведческом музее и в Государственном архиве Омской области имеются обширные материалы о выставке. В интенсивных изменениях регионального культурного пространства на рубеже веков и особенно в 1910-е гг. особая роль начинает принадлежать резко возросшим общественным инициативам и участию отдельных лиц.


1 Спирина И.В. Архитектурное оформление Западно-Сибирской выставки 1911 года// Памят-ники истории и культуры Омской области. Сост. и науч. ред. П.П.Вибе. Омск, 1995. С.128-138. [вернуться]
2 Спирина И.В. Указ. соч. С.128-138. [вернуться]


Параграф 1 Вопросы и задания
Hosted by uCoz