§2. Усиление трансформаций в культурной сфере региона в связи с революционными событиями 1917 г. и гражданской войной.
В эти же годы, несмотря на экстремальность ситуации, появляются новые инициаторы культурных действий. Так например, по данным Г.М.Запорожченко1 важная роль в культурной жизни сибирского населения отводилась хозяйственно-самостоятельным общественно-торговым организациям, какими являлись кооперативы,
В кооперативном отделе газеты «Голос Сибири» указывалось на общие задачи и приемы культурно-просветительной работы, хорошо известные теоретически и проверенные практикой европейской и российской кооперации. Это - создание народных домов, библиотек, читален, устройство лекций, распространение и издание кооперативной литературы, содействие всем культурным учреждениям, обслуживающим нужды народа.
Т.М.Запорожченко подробно останавливается на деятельности кооперативных обществ, в том числе на участии кооперативов в создании новых «очагов культуры» – «Народных Домов». Такая форма также не являлась спецификой Сибири и России. Но их появление в регионе было стимулировано в переломную эпоху. Изучение их роли в культуре ХХ в. в России только начинается.
Поэтому вновь обратимся к выводам Запорожченко. Важной статьей в сметах многих обществ являлись расходы на создание народных домов как центров кооперативной и культурной жизни. Тобольское общество «Самосознание» организовало в фойе имевшегося Народного дома кооперативную читальню, а в свободные от спектаклей театральной труппы дни - «разумные развлечения» для членов общества. В создании народных домов кооперативы сотрудничали с городскими управами и местными обществами частной инициативы.
Создание сети народных домов кооператоры тесно связывали с организацией внешкольного образования, и многие общества потребителей ставили перед собой эту задачу. Кооператоры новониколаевской «Экономии» в 1916 г. совместно с обществом попечения о народном образовании организовали и финансировали воскресную школу для взрослых....Распространенной практикой являлось проведение лекций по кооперации для собственных служащих на общих собраниях членов кооперативов, в средних учебных заведениях, городских торговых школах, училищах, на высших женских курсах (в Томске) силами кооперативных руководителей.
Многие кооперативы организовывали для своих членов кооперативные праздники - в честь Дня кооперации, 50-летия российской кооперации в 1915 г., по календарным праздничным дням на Пасху, Рождество. Такие праздничные мероприятия включали в себя выпуск плакатов («В единении - сила», «Вступай сам и позови за собой других» и т.п.), однодневных газет, агитационных листков, украшение конторы и магазинов, торжественные заседания, концерты, любительские спектакли, чаепития, танцы.
Наиболее завершенной формой работы являлись кооперативные клубы. Г.М. Запорожченко приводит интересные сведения о проведении знаменитых «кооперативных четвергов» в Омске. «Совместно с местным музыкально-драматическим обществом и в его помещении члены городского кооператива устраивали еженедельные вечера по четвергам. Первое отделение традиционно составляла лекция на кооперативную тему председателя общества А.Н.Гладышева, она проходила с неизменным успехом, вызывая аплодисменты. Второе отделение составляли музыкальные, вокальные и драматические номера. В них участвовали не только местные художественные силы из музыкально-драматического общества, но и члены кооператива - служащие железной дороги... Активную работу по устройству четвергов, начавшуюся с февраля 1916 г., тормозила необходимость предоставления подробных конспектов речей и данных об участниках мероприятий в канцелярию губернатора»2.
Убедителен итоговый вывод автора: «Влияние первой мировой войны на постановку кооперативной неторговой деятельности было неоднозначным. Однако именно проблемы, созданные войной, способствовали скорейшему осознанию кооператорами необходимости заниматься культурно-просветительной работой немедленно»3.
Одним из показателей своеобразия культурной жизни переломной эпохи можно считать интенсивную художественную жизнь в регионе. По мнению ведущего сибирского искусствоведа П.Д.Муратова, «ко времени Октябрьской революции художественная жизнь Сибири представляла собой уже довольно сложное явление. Все убыстряющийся ход развития цивилизации в Сибири привел к образованию в городах Томске, Омске, Красноярске, Иркутске художественных обществ, каждое из которых было не прочь расширить свою деятельность до все сибирского масштаба. Это стремление выражалось устройством передвижных выставок, приглашениями на выставки иногородних художников, попытками создания художественной школы в Сибири, художественной промышленности, изучением творчества народов Сибири с тем, чтобы использовать достижения народного творчества в профессиональном искусстве»4.
Интересна оценка Муратовым стремления сибирских художников региона найти «Сибирский стиль». «Требование видеть и слышать окружающую жизнь предполагало отражение местного колорита в искусстве, а отражение местного колорита вело к поискам такой системы выразительных средств художественного творчества, которая бы наиболее полно соответствовал избранной задаче. Начиная с десятых годов текущего столетия разговор о «сибирском стиле» становился все более и более настойчивым. Первые опыты в этом направлении давали не стиль, а стилизацию «под Билибина» или еще под кого-нибудь. Чаще всего и стилизации не было, а было эклектическое смешение натурных зарисовок сибирских типов и орнамента. Основная масса произведений «в сибирском духе» представляла собой этнографические зарисовки, выполненные иногда на очень высоком научном (именно научном) уровне. От ритмики и цветового строя орнамента народов Сибири сибирские художники намеревались начать поиски местной самобытности»5.
Он подчеркивает, что идея местного колорита в искусстве родилась не в Сибири. О ней довольно много говорилось в России и за рубежом. В Сибири она просто очень заметна, потому что была в числе немногих теоретических вопросов искусства, занимавших сибиряков. Однако, по его мнению, знакомство местной публики с русской и мировой художественной культурой не по случайным передвижным выставкам, а по систематическим коллекциям было мечтой отдаленного будущего. Общественность Сибири не успела развиться настолько, чтобы осилить создание городского художественного музея. Частные коллекции были невелики. Их владельцы иногда давали картины как дополнение к выставкам работавших в городе художников. К началу 1917 г. художественные общества Сибири, художественные школы, вся теория и практика местного творчества представляли собой нечто похожее на внушительный по размерам, но не налаженный механизм.
Другую направленность приобрели эти процессы, по мнению Муратова, после Октябрьской революции неодолимые прежде организационные затруднения были разрешены легко. Национализированные особняки, закрытые церкви были использованы для нужд общественной жизни, в том числе для художественных школ и музеев. Объединенные частные коллекции живописи в городах дали возможность составить из них небольшие художественные музеи. Летом 1918 г. контрреволюция произвела переворот. Художественные школы, созданные после революции сибирской общественностью, распались реакция была тем сильнее, чем крупнее был город. В Томске после возврата прежним владельцам отобранных особняков и коллекций искусства, Народная художественная академия прекратила свое существование, как и художественный музей при ней.
Особенно ценны для нас наблюдения ученого, касающиеся динамики городских культурных процессов. «Состав городских групп художников в течение 1918-1919 годов существенно изменился. Кроме русских художников, в городах Сибири собралось немало иностранцев из числа военнопленных 1914-1917 годов. Иностранцы из военнослужащих, чувствовавшие себя почти завоевателями Сибири, выступали как потребители искусства. Они покупали по дешевой цене произведения живописи и графики местных художников и увозили их в Америку, Данию, Швецию...Картины исчезали, терялись традиция, опыт, накопленный поколениями, первые проблески местного колорита в искусстве Сибири6.
Наиболее существенные перемены в художественных обществах сибиряков и во взглядах местных живописцев и графиков на искусство происходили под влиянием многих русских художников, пришедших в Сибирь из европейской части России. Каждый город приобрел ту или иную творческую физиономию в зависимости от творческого облика приехавших в него художников.
А. Сорокин |
Омск - Кадетский корпус |
П.Д.Муратов и И.Г. Деветьярова отмечают, что в этот же период по городам Сибири...проехал «отец русского футуризма» Д.Бурлюк... Он принимал деятельное участие в организации местных стационарных и передвижных выставок, охотно сотрудничал в периодике Сибири. Нельзя сказать, что влияние Бурлюка на сибиряков было громадным. Бурлюк был не движущей силой, а показателем, симптомом движения. Однако не без его влияния сибирская молодежь начала интересоваться современными течениями в живописи».
П.Д.Муратов считает, что более глубокие процессы художественной жизни Сибири протекали замедленно и без блеска.
Омск - Кадетский корпус |
Омск - Тобольские ворота |
Интересно указание искусствоведов на то, что в своей статье «Художественная жизнь Сибири» Бурлюк подводит итог омским впечатлениям. Он пишет о проявлении интереса местных зрителей к искусству, сетует на отсутствие музея, с удовлетворением отмечает подготовку к открытию художественной школы»10.
Параграф 1 | Параграф 3 |