§4. Культура региона в 1930-1940-е гг. и его роль в сбережении национального культурного наследия в 1941-1945 гг.
Культурное пространство региона (Западная Сибирь) начинает резко меняться в годы первых пятилеток. Отметим, что материал, приводимый Б.Оглы, убедительно свидетельствует о начале складывания культурных диспропорций в развитии культурного пространства Западной Сибири. Культура региона становится подчиненной не только идеологии, но и хозяйственным (промышленным приоритетам). Вернемся к характеристике особенностей проектирования, а, следовательно, и оформления контуров нового цивилизационно-культурного ландшафта западносибирских городов. По мнению Б.И.Оглы, в 1930—1936 гг. одновременно, по без взаимной увязки, выполняются генплан Новокузнецка как самостоятельного города и «Предварительная схема организации территории Кузнецкого промышленного района Западно-Сибирского края».
К 1941 г. в Сибири, как и в целом по стране, урбанизация в ее советской форме резко изменила городской культурный ландшафт в его материальных и духовных инфраструктурных ячейках1. Как отмечалось в документах предвоенной поры, «в Западной Сибири выросли новые города, такие как Сталинск - город металлургов, Прокопьевск - город угольщиков, Ойрот-Тура - столица Ойротии и др.» Именно это демонстрировало успехи индустриально-культурного освоения в регионе, а ведущим признаком образцово-показательного «соцгорода» стала промышленная функция. В исследованиях В.А.Исупова, А.С.Московского, Б.И.Оглы подчеркивается, что за период социалистической реконструкции в Сибири появились 73 новых рабочих поселка и 16 городов, из них 12 в Кузбассе, а среди последних по темпам роста численности населения и по отведенной им роли «образцово-показательных» выделялись Сталинск (Новокузнецк) и Прокопьевск; число жителей первого выросло за 1926-1939 гг. более, чем в 40 раз, а второго почти в 10 раз.
На наш взгляд, изменения коснулись и крупных - «старых» - многофункциональных городов-центров, хотя количественно они были значительно меньшими. Тем не менее признаки их превращения в города советского типа с соответствующими координатами культурного пространства можно уловить вполне отчетливо. Например, в обнаруженных архивных материалах готовившегося справочника «Город Омск» для Омска конца 1930-х гг. отмечалось укрепление его роли как экономического центра «обслуживания потребностей реконструкции сельскохозяйственных районов Сибири и Урала», перспективы его роста связывались в значительной степени с его положением «перевалочного пункта и аккумулятора растущей сельскохозяйственной продукции», который должен «переработать эти огромные массы сырья, освобождая транспорт от громоздких и скоропортящихся грузов»; на 1943-47 гг. намечалось строительство 12 заводов, в том числе синтетического каучука, холодального оборудования, бисквитно-пряничной фабрики, из общественных зданий - большого Дома Советов и здания областной библиотеки; подчеркивалось, что почти все культурно-просветительские учреждения появились в советский период, в том числе только за 1936 г. три новых: дом санитарной культуры, дом народного творчества, дом пионеров2.
Как известно, более разнообразными и впечатляющими были преобразования в предвоенном культурном ландшафте Новосибирска, хотя и его перспективы определялись преимущественно индустриальной функцией, строительством новых предприятий крупного машиностроения и металлообработки; одновременно с 1938 г. в ответ на просьбу партийно-административных органов город был отнесен к числу режимных « в целях прекращения дальнейшего притока и очистки города от социально-чуждого и классово-враждебного элемента». К концу 1930-х гг. этот главный центр региона, по мнению Б.И.Оглы, соединяя черты провинциального Новониколаевска и сибирской столицы, являясь феноменом в советском градостроительстве, демонстрировал контуры будущего крупнейшего центра огромными одиночными объемами производственных и общественных зданий, силуэтами труб и градарен индустриальных гигантов, начатыми и проектируемыми стройками отдельных уникальных объектов - театра оперы и балета, Дома соцземледелия и т. п.».3
Новосибирск - театр оперы и балета |
Новосибирск - театр оперы и балета |
Барнаул - ТЮЗ |
Барнаул - медицинский институт |
Барнаул - народный дом |
Культурное поле региона расширялось за счет гастрольных поездок. Вовлеченными в живое общение со столичными культурными деятелями оказались жители Омской, Томской, Новосибирской областей, Красноярского края и Забайкалья.
Как нам представляется, в условиях второй экстремальной полосы трансформации местного культурного потенциала как ядра всего соответствующего ландшафта в конечном результате все же приводили к его приращению. Однако сам процесс приращения имел как минимум две ступени. Первая - исходная - адаптационная для всех с точки зрения событий начального периода Великой Отечественной войны, для пришлых культурных сил имела свою специфику привыкания и вхождения в мир местной культуры. Как свидетельствуют источники личного происхождения, вначале было характерное преобладание «столичного скепсиса» по отношению к местной городской культурной среде, ее оценок как периферийной, провинциальной с негативным подтекстом, отсюда дистанцированность, разобщенность форм профессиональной деятельности. Однако на следующей ступени, суть которой можно обозначить как «прививку к местному древу» наблюдается несомненный факт взаимообогащения как на профессиональном, так и на культурно-личностном уровнях. Не случайно в воспоминаниях и письмах актеров, режиссеров, художников мы находим такие оценки: «...мы тесно общались и дружно работали три года. В результате профессиональное мастерство сибиряков заметно окрепло»; «мы и сами стали более тщательно работать над ролями, более творчески подходить к своим задачам, к форме спектаклей. Вырос наш эстетический вкус»; а рядом шутливое название, придуманное вахтанговцами для приютившего их города «Омсква»6.
Барнаул - городская библиотека |
Параграф 3 | Глава 9 |