§2. Попытки возрождения общественных инициатив в социокультурной сфере - характерная черта региональных процессов в конце XX в.
Результаты проведенных этнографами исследований показывают, что в последние годы наблюдается своеобразный поворот жителей региона коренных народов к культурным ценностям прошлого, а следовательно, укрепляется современное региональное культурное пространство. Эти тенденции еще более усилились в 1990-е гг., о чем свидетельствуют многочисленные национально-культурные объединения, появившиеся не только в крупных исторических городах Западной Сибири, но и в городах и поселках севера региона.
На наш взгляд, еще более характерно для культурной ситуации в регионе в 1960-1980-е гг. и особенно в 1990-е гг. усиление общественных и индивидуальных инициатив по сохранению и пропаганде регионального историко-культурного наследия. Возможно, наше утверждение спорно, поскольку в эти годы и в других регионах наблюдаются похожие акции. Однако, их конкретное проявление не везде одинаково. Рассмотрим этот вопрос подробнее. И начнем с активизации в регионе музейной деятельности, тем более, что в последние годы появились первые научные труды обобщающего характера. Такова к примеру, монография О.Н.Труевцевой, посвященная общественным музеям Западной Сибири1.
Автор оперирует как количественными, так и качественными характеристиками. По ее данным, общая динамика формирования сети общественных музеев Западной Сибири такова: к концу 1960-х годов насчитывалось около 50 музеев, а к концу 1980-х их число увеличилось до 480, т.е. возросло приблизительно в 10 раз. Это соответствует оценке специалистами данного периода как «музейного бума». На наш взгляд, это отражает еще и новый подъем краеведческого движения, для которого в регионе имелись богатые традиции2.
Вернемся к мнению О.Н. Труевцевой, которая считает, что динамика развития сети общественных музеев имеет одну примечательную особенность: определяющим фактором образования новых музеев являются юбилейные исторические даты, что прослеживается на материалах Алтайского края и Новосибирской области. «В Алтайском крае и в Новосибирской области пики активности по созданию новых музеев приходятся на юбилеи: Победы в Великой Отечественной войне и Октябрьской революции. Само по себе это явление закономерно и не несет негативной нагрузки, если не превращается в идеологическую кампанейщину. К сожалению, можно привести десятки примеров, когда созданные наспех к юбилею музеи вскоре закрывались, и что самое страшное, оставаясь без присмотра, зачастую утрачивались многие ценные исторические памятники. Так к 50-летию Октября в р.п. Тевризе Омской области был открыт краеведческий музей, который вскоре остался без помещения. Менее года просуществовал общественный музей, открытый к 50-летиию образования СССР в детской библиотеке пос. Белый Яр Томской области. Судьба экспонатов, переданных в местный Дом пионеров неизвестна. Не проработав тpex лет, был вынужден свернуть свою работу торжественно открытый неприспособленном помещении к 370-летию г. Сургута общественный музей в Тюменской области».
Она отмечает, что подобная печальная статистика особенно характерна для школьных «юбилейных» музеев. К примеру , в Томской области прекратили свое недолгое существование созданные к 40-летию Победы общественные музеи школы №31 областного центра, асиповских школы-интерната, школы №4, монастырской и анастасьсвской школ Шегарского района и др. Подобные примеры можно привести и по другим областям, в том числе и по Омску. К сожалению, эта тенденция в последние годы даже усилилась и охватила не только «юбилейные» музеи.
Вполне правомерно выделение Труевцевой в качестве важного показателя, характеризующего качественные аспекты формирования сети общественных музеев, изменения их статуса. По ее данным, за период с 1960 по 1989 гг. 57 общественных музеев Западной Сибири были переведены в государственную музейную сеть. Исследовательница пришла к выводу, что эта тенденция проявилась практически во всех областях Западной Сибири. Причем, наиболее интенсивно в 1980-е годы и особенно, в их второй половине. Если за период 1960-1980 гг. государственный статус получили 12 музеев, то только за последующее десятилетие это число увеличилось более чем в 4 раза. Это свидетельствует о том, что количественные изменения, связанные с общим ростом числа общественных музеев, привели к изменениям качественным, позволившим им подняться на более высокий уровень деятельности.
Существенное значение для представлений о новых чертах культурного пространства региона имеют результаты исследования О.В.Труевцевой, показывающие эволюцию общественного музея на примере становления и развития Колыванского историко-краеведческого музея Новосибирской области. «Собранный энтузиастами-краеведами материал по истории родного поселка, позволил к 50-летию Октября открыть музей на общественных начётах. Целенаправленная кропотливая работа активистов, поддержка со стороны местных органов власти, выделение музею старинного здания бывшей церковной приходской школы, выделение средств промышленными предприятиями для оформления экспозиций, позволили музею в 1976 году получить звание народного. В 1982 году он был переведен в государственную музейную сеть, стал одним из лучших филиалов Новосибирского областного краеведческого музея».
Ишим - Богоявленский собор |
Ишим - жилой дом |
Ишим - детская библиотека |
Считая, что подобное изменение статуса имеет свои плюсы для существования музея, заметим, что феномен общественного музея состоит, на наш взгляд, в другом. Он прежде всего отражает активную личностную позицию отдельных обитателей региона, независимо от того, являются ли они коренными сибиряками или недавними жителями в регионе. Поэтому, зачастую, общественный музей прекращает свою деятельность после того, как его создатель и хранитель не получает даже материальной поддержки от властных структур и учреждений, а не только по финансовым причинам. Эта проблема в настоящее время, приобрела особую остроту для отдельных городов региона. Несмотря на это процесс возникновения новых общественных, муниципальных и ведомственных музеев не прекращается.
Тобольск |
Итогом работы стала Резолюция президиума РК ИКОМ, в которой отмечается, что Администрации области и г. Тюмени уделяют значительное внимание развитию музеев как важнейшей части современной культуры Западной Сибири.
Тюмень - русский женский костюм |
Тюмень - кабинет хозяина |
1. В целях дальнейшей реализации программы создания музейного комплекса в г. Тюмени просить:
1.1 Министерства экономики, финансов, культуры РФ, законодательные и исполнительные органы власти субъектов федерации, местного самоуправления Тюменской области определять на приоритетных условиях ежегодные объекты финансирования строительства музейного комплекса в г. Тюмени; учитывая значимость объекта, обеспечить регулярное финансирование для завершения строительства в 1999 г. - к 120-летию Тюменского областного краеведческого музея им. П.А. Словцова. Оставить в его распоряжении, до ввода музейного комплекса, здания церкви св. Петра и Павла и Спасской церкви.
Далее в Резолюции говорится о необходимости оказания органами власти всех уровней, Министерством культуры всемерной помощи музеям городов Урай, Когалым, Нефтеюганск, Мегион, Салехард, Ханты-Мансийск. Указывается на необходимость финансирования программ межмузейного научного и выставочного обмена, проведения на базе Тюменского областного краеведческого музея симпозиума по технологическим системам обеспечения работы современного музея. Намечается проработать вопрос о подготовке общероссийской научно-практической конференции «Музей и историко-культурная ориентация общества в федеральном и региональном разрезе», цель которой -переосмысление музейной работы на основе формирующейся идеологии гражданского общества.
Директору Тюменского областного краеведческого музея имени П.А. Словцова Т.М. Исламовой поручено исполнять функции регионального представителя Российского комитета ИКОМ в субъектах федерации Сибири.
Тобольск - кремль |
Тобольск - кремль |
Тобольск - схема кремля |
Ю.С.Надточий и А.Г.Елфимов фонд "Возрождение Тобольска" |
Еще один пример новационных поисков в региональном культурном пространстве связан с идеями организации экомузеев и первыми попытками их реализации в Западной Сибири. Одна из них – парк-музей под открытым небом «Торум Маа», созданный в 1987 году в Ханты-Мансийске методом народной стройки по инициативе и непосредственном участии работников окружного Дома творчества народов Севера6. Интересный материал о этом был подготовлен Р.С.Ользиной. Она обращает внимание, что создатели музея главной целью ставили сохранение памятников архитектуры хантов и манси. Промышленное освоение территории округа привело к вытеснению традиционного уклада жизни коренных народов. Буровые вышки, нефте- и газопроводы и прочие промышленные объекты вынудили охотников, рыболовов, оленеводов покидать традиционные места проживания. Ненужными и бесхозными оставались строения жилого и хозяйственного назначения, которым грозило и по сей день грозит полное исчезновение. Создатели музея хотели в какой-то мере противостоять этому процессу.
Музей расположен на территории памятника природы республиканского значения «Ханты-Мансийские холмы». Историю его создания и становления Ользина условно делит на 3 этапа: 1985-1987 , 1987-1990, 1990 –1994.
«Первый этап начинается в 1985 году когда Ханты-Мансийске решили создать музей Югорского искусства. Его предполагали разместить в центральной части города, возле краеведческого музея. Памятники архитектуры должны были отражать региональные особенности строений ханты и манси. Планировка парка-музея должна была представлять конфигурацию карты Ханты-Мансийского округа с его главной водной артерией рекой Обь (как центральной дорожкой) и ее притоками (как пешеходными тропами). В составе комплекса не предполагалось административное здание, в котором бы расположился музей и искусственный водоем. В экспозицию музея должны были войти традиционные постройки по берегам и плавсредства»7.
Второй этап она относит к концу 1980-х гг. «В 1987 году генераторами идеи создания музея стали Е.Д.Айпин, Ю.Н.Шесталов, Ю.К.Вылла, Т.А.Молданова, Э.И.Косполов. К 1989 году уже были построены восточнохантыйский (аганский) и мансийский секторы. Коллектив авторов под руководством Ю.Н.Шесталова предполагал строительство 7 секторов, исходя из регионального принципа размещения комплексов: аганский, мансийский, казымский, ваховский, сургутский, октябрьский, нижневартовский. Планировалось также строительство на холмах искусственного водоема для плавсредств, организацию туристической тропы с видовой площадкой на реке Иртыш и кооператив национальной кухни. По разным причинам инициаторам создания музея не удалось реализовать свои планы в предполагаемом объеме».
И третий этап начинается, по ее мнению, в 1990-1994 г., когда все усилия были направлены на организацию деятельности музея, формирование штата, материально-техническое обеспечение, строительство и ремонт объектов жилого и хозяйственного назначения. К 1992 году не только дирекция музея, но и общественность поняла и признала ошибку при выборе территории, которая создала проблемы с организацией ее дальнейшей застройки. Выход из создавшейся ситуации руководство музея видело в поиске нового места. То, что было построено в прежние годы должно было остаться как самостоятельный центр для проведения обрядов, ритуалов, праздников, концертов, экскурсий.
В рамках третьего этапа при проектировании здания авторы, наряду с сохранением традиционной культуры в форме музея, хотели возродить народные праздники и обряды на его базе. Музей «Торум Маа» стал местом для проведения обрядов, ритуалов, праздников, концертов, фестивалей. Именно с него началось возрождение и легализация «Медвежьего праздника». Для создателей музея важно было сохранение «живой» культуры народов ханты и манси в музейной среде. Посетители здесь видят не только «мертвые» предметы культуры коренных народов, но и слышат живую речь ханты и манси, знакомятся с музыкальным и хореографическим искусством в исполнении носителей культуры. «Торум Маа» стал частью культурного комплекса в городе. За прошедшие годы в нем побывали тысячи посетителей из России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Итоговый вывод Ользиной, к сожалению, не внушает оптимизма и будущее музея представляется весьма проблематичным. Она подчеркивает, что если на стадии создания и становления его деятельность определяли носители культуры хантов и манси, которые вкладывали в него свою душу, то в настоящее время лишь эксплуатируются формы и методы, выработанные ими. «Мероприятия музея стали выхолощенными, псевдонациональными и направленными не на сохранение и развитие культуры коренных народов, а на какие-то другие цели. Формально музей остается таким же как и в 1987-88 годах. Но фактически это уже не тот музей. Изменились не внешние обстоятельства, а внутренние. Из деятельности музея ушла «душа» народов ханты и манси. Будущее музея видится в гармоничном сочетании профессионализма (участия музееведов) с непосредственным участием в деятельности музея носителей культурных традиций народов ханты и манси»8. С тревогой автора нельзя не согласиться. Приведенный материал отражает нарастание негативных процессов разного порядка в современном пространстве региона.
Тимур Ханов - картина мира |
Тимур Ханов - олень золотые рога |
Тимур Ханов |
Экомузей русское село "Брюханово" |
"Бабий кут" |
"Красный угол" |
Приводимые далее данные об истории создания музея подтверждают одновременно выводы, сделанные О.Н.Труевцевой об общих признаках появления подобного рода музеев. «Создание музея было связано с еще одной примечательной датой. В 1992 г. в центре села построили новое каменное здание колхозной конторы, а старинный двухэтажный дом «торгующего крестьянина» Федора Степановича Пьянкова некоторое время оставался пустующим. Местные власти, чтобы спасти его от разграбления, в ноябре 1992 г. передали под музей».
В.М.Кимеев подробно раскрывает «строительную эпопею», поскольку здание находилось в аварийном состоянии и требовало капитального ремонта. Он был произведен был в рекордно короткие сроки под руководством местного архитектора Виктора Дмитриевича Толчеева. При такой «реставрации» не было сделано ни инженерного обследования здания, ни архитектурно-художественного проекта реконструкции. Все делалось «на глазок», отчего остался неукрепленным фундамент здания с огромным кирпичным подвалом, прогнившие полы были прикрыты новым линолеумом, который зимой вздувается при сильном ветре, а подгнившая обрешетка крыши закрыта листовым оцинкованным железом. Внутри здания стены обшили дощечкой-вагонкой и покрыли лаком, оставив под ней старую электропроводку, отчего пожарная охрана вскоре отключила музей от электросетей. Остались не замененными и заржавевшие трубы отопительной системы бывшей конторы».
Есть в этом материале еще один фрагмент, вновь подтверждающий выводы О.Н.Труевцевой. На этот раз речь идет об эволюции типа и статуса общественного музея. «С самого начала музей мыслился как краеведческий, но его назвали Музеем истории крестьянского быта, так как имеющиеся экспонаты состояли в основном из предметов быта как русских старожилов, так и переселенцев из разных сел района. Из бывшего музея Краснинской средней школы были переданы документы о ветеранах войны и труда с. Красного и небольшая библиотека. Всего организатором музея Н.И. Калиничевой было собрано около 800 предметов, составивших основу четырех основных экспозиций. Первая экспозиция — это не совсем удавшаяся попытка реконструкции в одной из маленьких комнат второго этажа крестьянской избы начала XX в. с русской печью, лавками вдоль стен и дощатым столом в красном углу. Вторая экспозиция, размещенная в смежной просторной комнате, представляет собой встроенные в стены витрины с выставленными образцами женской одежды как старожилов, так и переселенцев, дополненными деталями ткацкого станка, который в собранном виде установлен дополнительно в центре комнаты. Третья экспозиция в двух противоположных смежных комнатах второго этажа также является стационарной выставкой инструментов, полуфабрикатов и готовых предметов различных ремесел — столярного, бондарного, гончарного, кузнечного и шерстобитного. Четвертая экспозиция воссоздает в изолированной комнате второго этажа у лестничной площадки квартиру сельского жителя 1950 гг. с семейной и детской кроватями, круглым столом, комодом с патефоном, настенными вышивками, портретами, кухонным углом, вешалкой и умывальником. Эта наиболее удачно выполненная экспозиция ностальгически и с любовью передает атмосферу, в которой прошли молодые годы многих односельчан, включая и директора музея Н.И. Калиничеву».
На первом этаже музея в самой большой комнате в пристенных витринах устраиваются выставки детских рисунков и прикладного творчества. Здесь же директором проводятся инсценированные занятия со школьниками. В смежной комнате в 1996 г. сотрудниками Кузбасской лаборатории археологии и этнографии КемГУ и СО РАН развернута экспозиция по истории села, представленная пристенными витринами с документами, фотографиями и археологическими экспонатами по древней истории края из фондов Музея истории крестьянского быта.
Официально музей был открыт 27 ноября 1993 г., хотя оборудование фондохранилища и научная инвентаризация этнографических экспонатов были закончены только в 1996 г. научными сотрудниками Кузбасской лаборатории археологии и этнографии. При открытии все присутствующее начальство из областной и районной администраций было в восторге от музея, хвалили инициаторов его создания, обещали оказывать всевозможную помощь. И вскоре она последовала в виде архитектурного «Проекта зон охраны и Генеральной схемы развития музея» — увесистого тома с текстом, рисунками и фотографиями старинных домов, подготовленного в 1995 г. московским архитектором А. Г. Афанасьевым. Однако еще до его реализации случившийся в августе 1996 г. пожар в здании сельской администрации с. Красного, где хранился проект, оставил и от здания — памятника архитектуры, бывшей волостной управы и от самого проекта один пепел.
Что касается других памятников народной архитектуры, которые по проекту должны были составить основу будущего нового музея под открытым небом с расширенной тематической структурой, то их в селе, несмотря на все перипетии истории, сохранилось еще довольно много. Самым значительным, несомненно, является каменная Троицкая церковь постройки 1908 г. Реставрация ее проводилась, в отличие от здания музея, по специальному проекту новокузнецкого архитектора В.Н. Усольцева. В настоящее время действующий храм, величественно возвышаясь в центре села Красного, как и прежде радует своей белизной взор всех следующих мимо путников.
Через площадь от церкви стоит двухэтажный дом «торгующего крестьянина Федора Степановича Пьянкова», постройки конца XIX в., в котором с 1993 г. разместился районный Музей истории крестьянского быта. Архитектором В.Н. Усольцевым по собственной инициативе разрабатывается проект частичной реставрации фундамента с заменой прогнивших полов, оборудованием новой электропроводки без разбора самого здания, а значит, и без закрытия экспозиций музея. В.М.Кимеев считает, что так возможно полностью удастся устранить недостатки, допущенные при создании музея.
Рядом с музеем сохранилось каменное здание амбара-магазина постройки конца XIX в. того же купца Ф.С. Пьянкова, которое сейчас используется колхозом под магазин-склад. Здание находится в аварийном состоянии и в недалеком будущем, после реставрации по проекту архитектора В.Н. Усольцева, будет использоваться, как и столетие назад, по первоначальному назначению.
Кроме трех главных сохранившихся памятников в состав будущего экомузея предлагается включить двухэтажный дом, где в начале XX в. располагалась почтово-телеграфная контора земского тракта, а рядом заезжий двор зажиточного крестьянина по прозвищу Силуянушка.. Как уже отмечалось, во дворе некогда были обустроены внушительных размеров теплые бревенчатые конюшни, конный двор с кормушками и весами для взвешивания сена и овса. Для ямщиков всегда был готов для ночлега и сытного ужина вместительный дом с палатами. Все это, вместе с существовавшей в нач. XX в. паромной переправой через реку Касьму брюхановского крестьянина Ефима Бокова, предлагается нами воссоздать в будущем экомузее.
Свое значение сыграет и восстановление торговых рядов на центральной площади, где до революции ежегодно проводились по две ярмарки — Дмитриевская с 26 октября по 8 ноября и Иоанно-Предтеченская с 24 ноября, а с 1890 г. был еще и еженедельный базар».
В проекте экомузея «Русское село Брюханово» есть и другие звенья реализацию которых планируется вести с местным приходом Троицкой церкви. Это относится к реставрации еще одного сохранившегося деревянного двухэтажного дома в центре села, где будет оборудована воскресная школа. В дальнейшем в этой школе можно будет развернуть экспозиции по истории двух первых школ села Брюхановского — одноклассной церковно-приходской и трехклассной министерской, преобразованной в 1880 г в трехклассное училище, а в 1909 г. в высшую начальную школу с пятилетним сроком обучения.
Предполагается, что кроме общественных построек, в состав экомузея можно будет включить несколько старинных жилых домов, оборудовав их под гостиницы. Один из таких домов касьминских чалдонов — великолепный дом-связь постройки нач. XIX в. сохранился на одной из улиц села. При реставрации он займет новое место на одной из центральных улиц, выходящих к центральной площади. На пустующих площадках по этой же благоустроенной улице (условно названной Купеческой) можно будет установить еще два-три двухэтажных отреставрированных дома современных «торгующих крестьян» и восстановить вдоль домов старинные заборы, тротуары, как это принято делать во многих музеях под открытым небом10.
К музейным региональным инициативам 1990-х гг. можно отнести и другие примечательные факты. К примеру, с ноября 1991 г. формируется историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость», основой которого стал памятник федерального значения – инженерно-фортификационное сооружение конца XVIII – начала XIX вв. – Кузнецкая крепость. К 90-м гг. ХХ столетия частично сохранились отдельные части памятникового комплекса. К 1998 г. осуществлена неполная реставрация крепостных сооружений, в том числе Барнаульской башни. Одновременно идет первый этап музеефикации памятника. Помимо территории крепости музей занимает небольшой купеческий особняк середины XIX в., его первым владельцем был И.С.Конюхов, автор «Кузнецкой летописи». К приоритетным направлениям относится и издательская программа («Кузнецкая старина»). Еще одним необычным музейно-выставочным комплексом приросло культурное пространство региона в 1990-е гг. Это Сибирский культурный центр в Омске, который может считаться своеобразным «живым музеем», отражающим динамику современного народного и самодеятельного творчества.
Ю.М.Михайлов - берестяныхдел мастер |
Ю.М.Михайлов - дом мастера |
Ю.М.Михайлов - "Забавы Руси" |
Особым и необычным фактом в современной культуре Западной Сибири следует считать инициативу по созданию Фонда потомков11. Об идее и направлениях деятельности Фонда впервые было сообщено в историко-краеведческом региональном журнале «Югра», издаваемом при поддержке Администрации Ханты-Мансийского автономного округа
По словам директора по программам развития Государственного Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа, Валентина Назарова, подобные Фонды создаются во многих регионах, где находят для этого средства, чтобы вкладывать их в расчете на дальнюю перспективу. Аналогичные Фонды в свое время создавались в богатых нефтью арабских странах, в Соединенных Штатах, богатых нефтью, в провинции Альберта в Канаде. «В декабре 1994 года Законом Ханты-Мансийского автономного округа наш Фонд был создан. Сразу же оговаривалось, что 25 процентов от нефтяных поступлений, от нефтяных налогов будет аккумулироваться в этот накопительный фонд, Фонд поколений»12.
Фонд потомков |
В настоящее время в Ханты-Мансийске открылась картинная галерея, основу которой составили полотна великих русских живописцев, выкупленные на различных престижных аукционах зарубежья у частных коллекционеров. Один из залов галереи занимают уникальные произведения русских иконописцев Подмосковья, Ярославля, Обонежья, Вологды. В основном это храмовые иконы, закупленные из различных коллекций.
Среди икон преобладают изображения Николая Чудотворца и Богоматери, а тут есть и Казанская, и Тихвинская, и Смоленская, и Грузинская Богоматери. Среди собрания старинных икон есть - уникальная огромных размеров «Страшный суд».
В других залах разместились полотна великих русских мастеров кисти (Саврасов, Маковский, Поленов, Васнецов, Beрещагин, Куинджи, Шишкин, Гофман, Серов, Бродский, Петров-Водкин, Боголюбов). Практически все работы выкуплены из частных коллекций, в том числе на аукционе Сотби. И практически о каждом полотне - отдельное интересное повествование. К примеру, картина Коровина «Весна» была подарена Игорю Стравинскому.
Или картина Малявина из последнего пополнения галереи. Его семейный портрет, на котором изображены жена, дочь и сам автор. Эта работа тоже считалась утраченной, ее следы затерялись за границей, и вот ханты-мансийцам посчастливилось ее разыскать и приобрести из частной коллекции. Вместе с семейным автопортретом Малявина приехали из Австрии три трехметровых картона Васнецова, среди которых «Разделка шкур мамонта». Они тоже были утрачены, потеряны, и многие специалисты даже не подозревали об их существовании. А ведь именно по этим картонам была сделана роспись Исторического музея на Красной площади в Москве. Роспись теряет с годами качество, блекнет, а эти картоны прекрасно отреставрированы и отображают великое творение в его первозданном виде.
Удивительна была история фрагмента картины «Посольство князя З.И.Сугорского на Регенбургском сейме», которой более четырех столетий. Ценность этого полотна для специалистов разных направлений в том, что изображение сделано в те далекие времена, поэтому портреты, одежда, обувь написаны с натуры. Отпечаток фрагмента был использован при издании книги «Самарово». И вот неожиданно в руки работников галереи попадает не просто оригинал этого фрагмента с изображением сибиряков со своими дарами, а целое произведение. Почти в человеческий рост рисунок «Портрет дочери Веры» Ильи Репина.
В планах работы Фонда есть проект строительства прекрасного здания напротив Центра искусств для одаренных детей Севера. Там предусматривается художественный музей, библиотека. Здание будет оснащено всей необходимой техникой для поддержания благоприятного для хранения ценных полотен искусственного климата.
В уже действующем центре искусств, где расположена галерея, проходят концерты классической музыки. Звучат клавесин, флейта, скрипка, и картины под эти чарующие звуки воспринимаются уже совершенно по-иному. Одна из главных идей работников галереи - передвижная выставка по городам и районам автономного округа. Некоторые полотна уже побывали в Лангепасе, планируется поездка в Сургут. Как только там будут созданы все необходимые для демонстрации и сохранности полотен условия, часть собрания поедет в этот город нефтяников, газовиков и энергетиков. В реализации программы принимают участие самые авторитетные искусствоведы России, эксперты самых известных в стране художественных музеев13.
Подводя общий итог динамике региональных культурных процессов в ХХ в., заметим, во-первых, что вряд ли можно считать ее прерванной «перестроечными» событиями. Во-вторых, культура региона – открытая система, пульсирующая и трансформирующая «во времени и в пространстве». Задача ученых – изучать все ее наслоения, музейных работников – отражать их в образах «культурных гнезд» региона. Миссия его жителей – сберегать наследие для потомков.
Параграф 1 | Вопросы и задания |