§23. Музыкант-сказитель Андрей Александрович Ангашупов.
А.А.Ангашупов создал множество песен на хантыйском языке. Много песен он слышал в детстве от своего отца, от матери, дедушки и бабушки. Часто под аккомпанемент нарасъ-юха эти песни звучали на вечерах художественной самодеятельности, организатором которых он был, проработавши более 20 лет в сельских клубах в Низямах, Шеркалах и на Язовке. Он же был художественным руководителем национальных номеров при подготовке районных, окружных и областных смотров художественной самодеятельности. За большие заслуги в области развития национального искусства он был удостоен звания заслуженного работника культуры. Уместно заметить, что А.А.Ангашупов свои музыкальные инструменты изготовлял сам. Они отличались особым звучанием.
Этнограф, доктор исторических наук З.П.Соколова, посетившая Октябрьский район в конце 50-х годов, писала: «Мы познакомились с двумя последними мастерами игры на «лодке» и на «лебеде» с Т.Г.Костиным (Вежакоры) и А.А.Ангашуповым (п.Язовка). По нашему мнению, эти инструменты не должны стать музейными экспонатами, а должны иметь будущее. Их существование так же обосновано, как существование русской балалайки».
В те годы большой популярностью игры на хантыйской скрипке («нын-юх») пользовался юганский музыкант Петр Купландеев.
В музыкальном творчестве народов ханты и манси большое место занимали бытовые народные песни. Их было три типа: песни без слов в сольном звуковом оформлении, личностные сольные песни с широким диапазоном импровизаций и песни (тоже импровизации) о сиюминутных явлениях, с указанием места и времени.
Особое место занимали лирические песни. Известная сказительница А.М. Конькова о красоте лирических песен кондинских музыкантов писала (журнал «Югра», 1992, №3):»...Тронет первую струну — затокует, запоет глухарь свою зоревую весеннюю песню. Тронет вторую струну — заплещется Висья («поющая речка»), зажурчат ручейки. Тронет третью струну — нежно затенькают синицы. Проведет пальцами по всем семи струнам сангквальтапа — польется лебединая песня, кряканье уток, сухой треск чирков и послышится шелест молодых весенних листьев.»
«У народов манси, — отмечала Е.И.Ромбандеева,— обрядовые песни, сочиненные в стихах, исполняются при строгом соблюдении требований и только определенными, посвятившими себя этому делу («няйт-хотпа») людьми. Каждая песня посвящена определенному духу-предку и имеет свою мелодию. Это же мнение высказывал П.Е. Шешкин, известный на Северной Сосьве и Ляпине музыкант, сказитель, скульптор.
Параграф 22 | Параграф 24 |