§24. Аркадий Степанович Знаменский - «рядовой» сибиряк советской эпохи.
Это собрание заметок, большею частью коротких и не выстроенных в систему. Учитель и на самом деле считал, что все эти мысли только записаны им и не родились в его сознании, а пришли извне, и если бы он не сделал немедленного усилия для их фиксации, они так же легко могли безвозвратно «улететь».
Но добавим от себя: если мысли «прилетали», то, без сомнения, к этому в немалой степени причастен и сам Аркадий Степанович своей духовной, познавательной активностью. Пищей для его раздумий было все окружающее. В молодости в этом духовном «меню» большое место занимали книги, научно-популярные журналы. Конечно, невозможно было в условиях Сургута 20-х годов получить нужную литературу, тем более найти консультанта или оппонента для обсуждения научной темы, но импульс, к познанию, воспринятый в годы ученичества, заставлял быть изобретательным и находить компенсирующие возможности. Аркадий Степанович отыскивал нужные книги во время редких выездов из Сургута в Тобольск и другие города в дни каникул, и не только по педагогике, математике и физике. Дома он получал по подписке газеты и журналы. Сохранились две исписанных им тетради — указатель статей, опубликованных в научно-популярных журналах «Искра» и «Вестник Знания», которые он выписывал в 1923-1928 гг. Структура указателя говорит об энциклопедичности познавательных интересов молодого, но уже опытного учителя: в нем есть разделы «Космос», «Физика», «Химия», «Биология, эволюция органических форм», «Литература, философия и социология», «Профессиография и трудоведение», «Военная техника», «Краеведение», «Самообразование», «Календарь науки» и многие другие. Конечно, указатель служил и учительским повседневным справочником, и опорой для удовлетворения личного интереса. Широту познавательного интереса отражает и публикуемый в приложении в книге каталог библиотеки Знаменских.
Белобородов обращает наше внимание на тетради с выписками из прочитанного, делавшиеся Знаменским. Самые ранние из них относятся к 1923 г.— тогда Аркадий Степанович искал и конспектировал статьи о великих философах и философских системах, теории относительности Эйнштейна, сущности жизни, происхождении человека и т.п. Обширные выписки сделаны из сборника «Мысли многих писателей об истине, жизни и поведении», составленного Л.Н. Толстым. Из этого потрепанного двухтомного издания 1904 г. (в нем не хватало более 40 страниц) Аркадий Степанович извлек и принял в себя многое, что со временем стало содержанием его «я» и отразилось в «Летающих мыслях».
Среди выписанного из сборника Толстого есть, между прочим, и такая строчка: «Меньше читайте, меньше учитесь, больше думайте». Этому совету учитель следовал в жизни, с годами круг его чтения суживался. Знаю, что среди книг, которые он перечитывал, был «Фауст» Гете. Своим гостям, если разговор переходил на мировоззренческие темы, Аркадий Степанович давал в руки увесистый том «Фауста», напечатанный в 1889 г. в Санкт-Петербурге издателем Марксом и иллюстрированный великолепными гравюрами. При этом он говорил: «Вот глубокий анализ человеческой души». По своему обыкновению докапываться во всем до конца, он разыскал и прочел все русские переводы «Фауста».
...Особый интерес учитель испытывал к теме войны, которая и в «Летающих мыслях» доминирует. Второй явственно запечатлевшийся в тетрадях интерес — к поэзии. И все больше предметом раздумий становились явления окружающего, даже самые, казалось бы, заурядные, и собственный жизненный опыт. В одном из рассказов Юрия Олеши есть большой силы образ: от человека на исходе его жизненного пути уходят вещи, все больше бытовых предметов становятся недоступными. «Уходили вещи» и от старого учителя, но того, что оставалось, долго еще было достаточно для познания окружающего мира. Материал для размышлений давали и вид из окна на строительство дома, и звуки из соседней квартиры, беседа с зашедшим попроведать сургутянином, выход в ближайший магазин за хлебом, голос радио.
Основное содержание «Летающих мыслей» — этическое. По убеждению Знаменского, природа человека двойственна: в течение всей жизни, во всех ее мгновениях он находится в состоянии выбора между добром и злом. Определяя, что такое дьявол, он утверждает: это не что иное, как заложенное от природы и подспудно существующее в человеческом «я» зло, которому однако человек способен противостоять. И добро (Бог), и зло (дьявол) — внутри человека, и он сам выбирает между ними. Отсюда цель жизни — отторгнуть мрак в собственной душе и обратиться к свету.
О том, сколь непосильны для современного человека христианские заповеди, говорит автору «Летающих мыслей» история войн и в особенности второй мировой. Записки на эту тему наполнены глубоким разочарованием в христианстве, не сумевшем противостоять милитаризму и предотвратить войну. Он пишет: «Как это ни горько видеть, но человечество оказалось неспособным следовать заповеди «Не убий».
Параграф 23 | Параграф 25 |