§26. Художники Ямала.
Леонид Лар родом из Ямальской тундры, п.Салемал. Он всегда говорит с благодарностью о своем учителе - Геннадии Пуйко, ненецком писателе, который открыл в нем талант художника. С 1993 г. Лар - член Союза художников Российской Федерации. Его первые картины посвящены образу ненецкой женщины: «Портрет девушки», «Мастерица Саване». Художник с этнографической точностью рисует женскую одежду с ее украшениями. Он гордится женщиной тундры - хранительницей домашнего очага, тепла, семейного счастья. Бывая в экспедициях, Лар собирает фольклор ямальской тундры. Из фольклорного материала возникали образы, воплощенные им в картинах «Мираж», «Инквизиция», «Дерево смерти», «Война богов», «Родовое священное дерево». Это раздумья художника о связи человека и природы. Через все картины проходит образ родной тундры; она как живая, кормит, поит и одевает человека. В последние годы Лар работает над большой темой «Шаманизм и религия ненцев». Он был участником международных конференций, посвященных шаманизму («Шаманизм как религия», г. Якутск; «Шаманизм и сценическое искусство», г. Будапешт). В настоящее время Леонид Васильевич живет и работает в г.Тобольске.
Другой художник - Игорь Худи - родом из Тазовской тундры. «Как будто дома побывала», написала учительница-ханты Н.М.Егерь в книге отзывов. Для нее, как и для И.Худи, тундра - дом родной. Речушки, косогоры, лесные островки, с его этюдов трогают все неравнодушные сердца. Рассматривая триптихи, испытываешь перед ними какой-то священный трепет. О их философском содержании говорят названия: «Священное дерево», «Дух святого места», «Покинутый идол». Есть у Худи графические работы, высоко оцененные московскими художниками. Мир этого художника - целая космическая система. Его картины заставляют думать о вечных вопросах бытия.
Параграф 25 | Параграф 27 |