§27. Тобольский косторез - Минсалим Тимергазеев.
М.Тимиргазеев - шаман |
М.Тимиргазеев - Иванушка на кобылице |
М.Тимиргазеев - Мамонтенок |
А.П.Кугаевский - "Я тебя за мамонтом посылала" |
В.С. Синицких - "Мужичок с ноготок" |
И.И.Новиков - шкатулка |
Панагия |
В первых произведениях, изображающих детские игры, Тимергазеев ставил перед собой чисто формальные задачи, создавая построенные на упругом пластичном ритме (в чем явственно чувствуется влияние блистательного мастера Г.Г. Кривошеина) самодостаточные композиции, которые были тепло встречены на выставках.
Но, освоив до свободного владения приемы резьбы этого времени, художник пошел по пути более углубленного проникновения в материал. Прежде всего он попытался уловить и передать своеобразную, свойственную именно его героям, жителям Среднего Приобья - рыбакам, охотникам, оленеводам, - манеру двигаться, сидеть, носить одежду и т.д. Это потребовало регулярных поездок на север, в т. ч. и на фольклорные праздники, участия в экспедициях Тюменского музея изобразительных искусств по изучению традиционного искусства народов Приобья. В итоге появляется серия, изображающая его героев за игрой на национальных инструментах. Произведения Тимергазеева обрели свое лицо, а персонажи наполнились ощущением живой реальности, убедительности и были очень обаятельны.
Но, пожалуй, главное, что понял художник во время своих поездок, - слитность всего живого, характерная для мироощущения людей, живущих единой с природой жизнью. Это явственно проявилось в композиции «Весенний мотив», в которой мальчик, олень, поющая птица абсолютно равны в своей радостной открытости миру. Наиболее светло и поэтично идея равноценности всего сущего выражена в работе «Несущие лодку». В данной миниатюре художник впервые преобразует предмет в метафору, что станет характерным для многих работ последнего периода - здесь опрокинутая лодка, которую несут мужчины, одновременно является образом небесного свода, защищающего идущего под лодкой малыша.
Подсвечник |
Уже в ряде первых работ мастера неожиданно (а скорее закономерно) проявилось интуитивное ощущение близости абриса композиции орнаменту. Это явилось для художника своеобразным толчком к изучению хантыйского орнамента и на живом материале, и в музейных коллекциях. В процессе этого изучения он создает даже пластический вариант орнамента, используя в композиции «Медведь» знак этого зверя и изображение счетной палочки на медвежьем празднике. А в целой серии работ, изображающих шамана, как бы на глазах у зрителя происходит перерастание, перерождение конкретного объекта в его знак. Руки шамана превращаются в ветви, растения у его ног одновременно прочитываются как птицы, а сам шаман является связующим между верхом и низом, срединным звеном еще неявственно намеченного трехмерного вертикального членения мира. В последних работах эта функция шамана выявлена совершенно осознанно, а композиции в целом являются поэтическим образом космогонической схемы, не перерастая в знак, сохраняя свою пластическую основу.
Параграф 26 | Параграф 28 |