§34. Сибирский педагог и композитор Константин Николаевич Нечаев.
Нечаев Константин Николаевич... Часто думается мне, что тот, кто не знал его, недополучил в жизни что-то очень хорошее.
Теплый августовский вечер 1934 г. Возле железнодорожной насыпи на ул. Советской два деревянных двухэтажных дома. Нижний этаж первого из них занимал детский сад. Здесь проводились совещания дошкольных работников. На крыльце этого дома и встретилась я с Константином Николаевичем Нечаевым. Небольшого роста, просто одетый, неброский внешне, он с первых минут знакомства покорял сердца своих собеседников простотой, необыкновенно доброжелательным и радостным отношением к людям и ко всему окружающему. Помню, он улыбнулся, спросил, здесь ли собираются дошкольные работники, и тут же рассказал о себе: музыкальный руководитель детского сада МВД, приехал из Барнаула и будет работать в детском саду этого же ведомства в Новосибирске. Интересный собеседник, талантливый музыкант, композитор, от которого свет какой-то излучался, очень мягкий и радостный — таким запомнился мне К. Н. Нечаев.
Рос Новосибирск, росла сеть детских учреждений, увеличилось количество музыкальных руководителей, открылся дошкольный методический кабинет, значение эстетического воспитания возросло. Музыкальные работники по-прежнему встречались на методических объединениях. Константин Николаевич играл .свои очаровательные детские песенки: «Песня о Ленине» па слова Веры Инбер, «Воробушки» на слова Есенина, «Зима», «Горка крутая» и многие другие.
Песни Константина Николаевича, написанные на самые доступные детям стихи, были также близкий доступны им по своему музыкальному содержанию. Простые, искренние по мелодии, чистые и живые по гармонизации, они легко усваивались и с удовольствием пелись детьми. Некоторые из песен Константина Николаевич до сих пор бытуют в детских садах. К сожалению, многое из написанного им не сохранилось.
Методическим кабинетом Новосибирска были введены занятия, проводились семинары для музыкальных руководителей.
На одном из таких семинаров Константин Николаевич прочел лекцию. Вернее, это была не лекция, а скорее беседа большого музыканта о значении музыкального воспитания в детском саду. Говорил Константин Николаевич, как всегда, просто, доходчиво, интересно. Зашел разговор об интересовавшем многих музыкальных руководителей шумовом оркестре. Из музыкальных игрушек в то время имелись барабаны, бубны, погремушки, треугольники. Мелодические же детские игрушки (ксилофоны, цитры, металлофоны и др.) появились позднее. Константин Николаевич создал детский оркестр. Имеющиеся шумовые и ударные инструменты не удовлетворяли Константина Николаевича. Он считал, что инструменты детского оркестра должны соответствовать инструментам настоянного оркестра. Константин Николаевич добавил деревянные брусочки разных размеров, настроенные на разную высоту. В поисках мелодического звучания он подбирал также гамму из велосипедных звонков. В репертуаре оркестра были детские песни, русские народные песни, «Турецкий марш» Моцарта, отрывок из увертюры к онере Визе «Кармен».
...Пытаясь воссоздать образ К. И. Нечаева, трудно «расчленить» его- деятельность на какие-то хронологические отрезки: в сознании и памяти сливаются в единое представление об этом человеке отдельные события, факты, впечатления. Да иначе и быть не может, ибо новые представления укрепляют уже имеющиеся, обогащают их.
Вспоминается, например, военная пора. В Новосибирск приехали эвакуированные музыкальные воспитатели из Москвы, Одессы, Киева и других городов. Несмотря на все трудности военного времени, работа музыкальных объединений не прекращалась. Общее настроение советских людей — чувство ненависти к фашизму, желанно сделать для Родины возможно больше. Каждый трудился на своем посту. По заданию методического кабинета музыкальные руководители Л. М. Коган, К. Н. Нечаев должны были дать открытые занятия. Помню, как Константин Николаевич волновался (гостей было очень много), пил крепкий, горячий чай. По окончании занятий подошел ко мне и спросил: «Ну, как я играл? Я ведь очень волновался». Конечно, все было прекрасно, ведь Константин Николаевич был музыкантом с большой буквы.
Параграф 33 | Параграф 35 |