§35. Баянист - Иван Иванович Маланин.
И.И. Маланин родился в 1897 г. в поселке Троицкого завода Иркутской области в семье рабочего. С раннего детства слепой мальчик Ваня Маланин проявил незаурядные способности в музыке. В пятилетнем возрасте он самостоятельно научился играть на гармонике, и в поселке ни одна свадьба не обходилась без малолетнего музыканта. В семь лет Ваня Маланин начал учиться в Иркутской школе-интернате для слепых детей. Его преподавателем по скрипке был И. Д. Шевцов.
После окончания школы молодому музыканту пришлось работать в кинотеатре «Маяк» в г. Иркутске. Сначала он играл на скрипке, а затем на фортепиано при озвучивании «немых» фильмов. Эта работа требовала умения играть по слуху, импровизировать. Кроме того, музыкант должен был разбираться в драматургии фильма. Все это удавалось способному юноше. И.Маланин обладал хорошим голосом. В 1916 г. одна из преподавательниц частной музыкальной школы бесплатно давала ему уроки пения. Одновременно он занимается на гармонике, а затем на баяне, уделяя много времени развитию техники и выбору репертуара. Природное дарование и настойчивый труд были вознаграждены. В сентябре 1927 г. на конкурсе гармонистов и баянистов И.Маланин занял первое место. Ему был вручен серебряный жетон в виде пятиконечной звезды с надписью «Лучшему гармонисту». Программу, в которую были включены обработки народных мелодий и произведения Шопена, Венявского, Рибиха Малинин исполнял на баяне.
Новосибирские мастера Скобелин, Шустов и Кропачев изготовили для него очень хороший инструмент. В 1928 г. этот баян начал звучать по Новосибирскому радио, куда был приглашен И. И. Маланин в качестве солиста. Выступления в эфире были частыми, и это требовало напряженной работы над расширением репертуара. В те годы были созданы обработки русских песен: «Час да по часу», «Сама садик я садила», плясовая - «Трепак». Но особенным успехом пользовалась его «Сибирская подгорная». В ней автор ярко раскрыл картину сельского народного гуляния: задорные частушки девчат, лихие переплясы парней, заливистые переборы гармониста выражены точными интонациями, динамикой, разнообразными штрихами.
В 1929 г. И. И. Маланин участвовал в конкурсе на лучшего гармониста, баяниста, проходившем в Новосибирске. И на этом конкурсе И. Маланин стал обладателем первой премии и золотого жетона с надписью «Лучшему баянисту». Успехи не вскружили голову музыканту. В 30-е гг. он много и плодотворно работал на радио. Выступал как солист, играл в ансамбле с балалаечником А.Фильнеем. В их репертуаре были обработки народных песен, переложения классических произведений, в том числе «Венгерская рапсодия № 2» Ф. Листа.
Яркой страницей творческой биографии И. И. Маланина периода войны было содружество с актерами театра и кино А.Борисовым и К.Адашевским. Радиопередачи «Огонь по врагу» стали, пожалуй, самой популярной рубрикой Новосибирского радио. В этой работе проявился весь опыт, накопленный ранее. Сюжеты передач составлялись самими участниками, а музыкальное сопровождение целиком ложилось на Маланина. Два поющих актера из города на Неве и сибирский баянист делали очень нужное дело в годы тяжких испытаний. Творческим и гражданским подвигом можно назвать поездку участников радиопередачи «Огонь по врагу» на фронт. Нетрудно представить, как непросто быть два месяца на фронтовых дорогах незрячему музыканту, имея за плечами сорок шесть лет. После войны дружба актеров и баяниста не закончилась. Всякий раз, когда театр имени Пушкина приезжал из Ленинграда в Новосибирск, друзья спешили встретиться с Иваном Ивановичем.
В послевоенное время И.И. Маланин работал в Новосибирской филармонии, в хоре ветеранов. На доме по улице Советской, номер 53, где жил в последние свои годы старейший сибирский баянист, установлена мемориальная доска.
Параграф 34 | Параграф 36 |