§1. Признаки современного состояния регионалистики (регионоведения)

Модель образа региона, созданная отечественными родиноведами в начале XX в., в дальнейшем была развита в теоретическом и культурно-историческом вариантах. Для первого - это философские основы познания Родины «концентрическими кругами», в разработке которых приняли активное участие оригинальные российские философы и активные строители системы университетского образования в Сибири в 1917- начале 1920-х гг. - С.И. Гессен и М.М. Рубинштейн1.

Второй вариант начинали разрабатывать представители культурно-исторического направления в краеведении 1920-х гг. На это одному из авторов пособия уже приходилось неоднократно указывать. Забытый опыт начинает востребоваться в 1990-е гг. К нему обращаются в разных регионах.

Современная стадия регионального изучения истории культуры российской провинции характеризуется складыванием за последние 10-15 лет новой перспективной тенденцией междисциплинарного анализа. Такая модель присуща и исследователям Омска2. Именно здесь применительно к нашей теме модернизируется методика «областных культурных гнезд», предложенная в первые десятилетия XX в. российскими учеными и местными регионоведами. Отталкиваясь от совокупного наследия отечественной историографии, регионалистики и культурологии, омский исследовательский коллектив в составе В.П.Корзун, В.Г.Рыженко, В.Ш.Назимовой, В.Б.Шепелевой, А.В.Ремезова, А.В.Жука, Д.А.Алисова, М.Е.Бударина, Н.И.Лебедевой, О.В.Кузнецовой, Б.А.Осадченко, А.В.Свешникова делает попытки представить социокультурную составляющую образа региона с конца XIX в. и на всем протяжении XX в. в контексте динамики городского культурного пространства и интеллектуального ландшафта России (в координатах оппозиции «центр-провинция»). При этом выявляются опорные ячейки формирующейся инфраструктуры культурного пространства открытого типа с диалоговым принципом развития (в первую очередь, это социокультурные сообщества - постоянные и временные). Отслеживается воздействие устойчивых и экстремальных факторов на специфику складывания «местного» (регионального) социокультурного потенциала, в котором ведущая роль принадлежит так называемому «активному меньшинству» - разработчикам инновационных моделей развития региона, его культуры и других сфер жизни. В общей линии изучения этого компонента регионального образа принципиальным является постоянное соотнесение истории и современности, а также представление о регионе как исторически сложившейся открытой системе с подвижными границами.

Вновь подчеркнем тесную взаимосвязь изучения истории культуры Западной Сибири и потребностей регионоведения, формирующегося в настоящее время в качестве особого научного направления и учебной специальности. К числу экспериментальных курсов, уже прошедших несколько апробаций относится наш курс «Культура Западной Сибири: история и современность».

Правомерность избранного нами направления подтверждают теоретические поиски некоторых современных исследователей.

Нарастание к концу XX в. глобальных процессов регионализации вызвало настоятельную потребность в изучении их специфики для решения насущных проблем современного и перспективного развития регионов, для выбора стратегии этого развития. Об этом свидетельствует рост числа международных научных и научно-практических конференций, увеличение количества публикаций и расширение их проблематики, включая интерес зарубежных авторов к состоянию такого региона как Сибирь. Точку зрения некоторые из них (например, Евы-Марии Штольберг мы уже привели выше). Специфика развития Сибири как одного из крупнейших российских регионов в сопоставлении истории и современности и с вниманием к политическим и экономическим аспектам интересует американских ученых. Главная проблема для них - это взаимоотношения центра и провинции, преимущественно в советскую и постсоветскую эпохи. Эти исследования носят политологический характер. Однако именно в англо-американских публикациях складываются подходы, в которых «центропериферийная» концепция используется как ключевой принцип для анализа складывания структуры региона (его устройства, его «пространственного структурирования» под воздействием разноплановых центропериферийных противоречий и оппозиций, динамики их конкретно-исторических соотношений. Такова позиция исследователя Ника Бэрона (Centre for Russian and East European Studies, University of Birmingham)3.

Другой важный признак - изменение отношения к региональной проблематике в масштабах России. В этом случае следует иметь ввиду, в частности, выпуск с 1993 г. специального периодического издания, журнала «Регионология», в котором среди прочих поднимаются и проблемы изучения культуры отдельных регионов как «провинциальной культуры». Этот ракурс, отсутствующий в качестве обособленного у зарубежных авторов, обнаруживается и в материалах научных и научно-практических мероприятий, рассматривающих проблемы науки и образования в России и ее регионах в контексте поисков путей устойчивого развития страны в следующем веке.

Актуальность и особое место нашего курса в подготовке будущих специалистов подтверждают примечательные позиции ряда ученых по отношению к выработке перспективных моделей высшего образования. Так, по мнению ведущих исследователей Уральского отделения РАН и преподавателей Уральского гуманитарного университета, относящих гуманитарные науки и образование к важнейшим факторам регионального развития, требуется принципиально новая конфигурация гуманитарного научно-образовательного потенциала регионов, которые должны одновременно ориентироваться на высшие мировые достижения и концентрацию усилий на узловых практических проблемах регионального развития4. Одновременно утверждается мысль об особой роли изучения социокультурных аспектов влияния искусства, сферы образования, науки для осмысления характерного для России противоречия между сложившейся духовной культурой и социальными отношениями и для достижения более ясного понимания особенностей российского общества в контексте мировой истории; эта особость возрастает в контексте распространяющейся гипотезы о преимущественно дискретном характере социокультурной истории России5. Высказываются суждения о перспективности использования в качестве междисциплинарного подхода социокультурной (цивилизационной) теории, поскольку культурный фактор, в том числе научное знание, обеспечивает перспективу развития социума, освоение личностью культурных ценностей, создание новых регулятивных норм духовной жизни, а работники образования и культуры (включая сюда студентов как будущих специалистов - В.Р., А.Б.) выступают как носители культуры не только в смысле хранителей традиций, исторической памяти, но и как творцы идеалов, смыслов, программ общения и поведения.

«Социокультурная методология позволяет раскрыть как человеческий аспект истории, так и показать влияние на социальную деятельность культурно-исторической среды, институциональных факторов. Она также может способствовать созданию более объективной картины деятельности личности в исторически конкретных обстоятельствах»6. На примере соседних территорий (Тюменская область) можно наблюдать, как идет осознание на уровне администрации значимости поддержки и развития профессионального образования и науки как фактора, обеспечивающего национальную безопасность России в целом, так как она напрямую зависит от того, с какой образовательной подготовкой молодежь страны войдет в XXI век, каковы будут ее нравственные и политические идеалы, социальные ценности, уровень общей культуры и профессиональной подготовки, их степень приобщения к научному, творческому поиску7. В рамках прошедшей конференции высказывались новые методологические подходы, имеющие прямое отношение к разработке перспективной модели вузовской подготовки. Таковыми являются позиции С.А. Резникова (Ростов-на-Дону), занимающегося методологией функционально-адаптационных систем8.

Приведем одно из наиболее близких к нашим задачам положений автора. «Духовные «параметры» каждого конкретного региона в значительной мере детерминированы природно-климатическими условиями и полиэтнофункциональными характеристиками населения данной территории (расово-биологическими, социально-экономическими, религиозно-культурологическими), особенностями его территориальной организации. В свою очередь, сама география духовной сферы как особая планетарная реальность выступает мощным фактором, определяющим динамику психогенеза, социогенеза, культурогенеза и этногенеза в их территориальном аспекте. Духовность - это «легкие» нации: от их функционирования зависит как состояние здоровья всего организма данной общности, так и его жизнедеятельность...». Резников считает, что должна существовать особая синтетическая дисциплина - география духовной сферы общества, опирающуюся среди прочего на географию культуры и населения, а также на соответствующие разделы социальных, психологических и исторических наук. Это, по его мнению, значительно повысит возможности полномасштабного анализа региональных проблем и процессов, даст необходимый научный инструментарий региональной диагностики на основе выявления территориальных особенностей духовной сферы жизни общества. Под географией духовной сферы он предлагает понимать географию производства и потребления духовных ценностей как единую комплексную систему.

Необходимо учесть и складывающиеся в настоящее время у российских авторов подходы к определению самого понятия «регион». Так, некоторые ученые подчеркивают двойственность понятия «регион» и связанные с этим две функции региональной науки как самостоятельной отрасли научного знания. С одной стороны, регион представляет собой целостное природно-территориальное или природно-социальное образование, в рамках которого происходит естественное взаимодействие и соразвитие всех природных и социально-экономических объектов и процессов. В этом случае региональная наука выступает как наука о регионе вообще и о данном регионе в частности, исследующая и фундаментальные, и специфические региональные проблемы взаимодействия и соразвития этих объектов и явлений, а также синтеза изучающих их наук. С другой стороны, регион выступает как политико-административное или производственно-территориальное подразделение (которое не всегда совпадает с регионом как природно-территориальным образованием), все процессы в рамках которого не могут протекать без чьей-либо координации и управления. В этом случае региональная наука выступает в качестве науки для региона как административной единицы, нацеленной на выполнение прикладных научных исследований производственно-территориального и политико-административного характера, имеющих жизненно важное значение для обеспечения устойчивого развития данного региона. «Обе эти функции региональной науки (фундаментально-научная и управленческо-прикладная) тесно взаимосвязаны, ибо невозможно давать обоснованные практические рекомендации по тем или иным вопросам социально-экономических перспектив конкретного социума, не имея информации по фундаментальным проблемам строения, функционирования, взаимодействия и соразвития природных и общественных образований в рамках включающего его региона»9.

Отмечая повышение роли процессов регионализации в территориальном устройстве России и в дифференциации ее духовной жизни, ученые констатируют необходимость отражения этого не только в регионализации науки, но и в тесно связанном с ней образовании. По убеждению В.В.Юшманова, именно изучение своего региона и своей страны должно стать основой для познания более сложных земных объектов, явлений и понятий, поэтому целесообразно и с образовательной, и с воспитательной точки зрения строить и школьные, и вузовские курсы на краеведческой и родиноведческой основе. Только так можно воспитать человека и гражданина, которому в нынешней непростой ситуации будет равно «сладок и приятен» и дым родного очага, и «дым Отечества», такому человеку будет небезразлична и судьба родного края, и будущее России, он будет заинтересован в их преобразовании и сам примет в нем активное участие10. Примечательно, что отмеченные выше теоретико-методологические взгляды на региональные аспекты проблемы науки, образования, духовной культуры с сильной гуманитарной составляющей высказывают представители естественных и точных наук (например, Юшманов является ведущим научным сотрудником Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, кандидатом геолого-минералогических наук).

Таким образом, рассмотренные выше характеристики ситуации в зарубежных и отечественных науках свидетельствуют о правомерности построения данного курса как новационного, занимающего «стыковое» положение между традиционными способами исторического изучения региона и осмыслением современных проблем его развития, используя совокупность методик гуманитарных дисциплин и естественно-научного (географического) подхода.

Еще одно дополнительное подтверждение правомерности нашей работы в избранном направлении появилось недавно. Это публикация оригинальной монографии М.А.Орешиной, которая считает, что региональные проблемы необходимо рассматривать в историко-культурном ключе, делая особый акцент прежде всего на локальные сообщества и их деятелей11.

Нам представляется чрезвычайно ценным тезис автора о естественной разделенности России, о независимости ее цивилизационных истоков, что формирует «корпускулярный» стиль мышления, акцентирующий расколотость России и уникальность отдельных ее регионов. Исследовательница считает, что делая акцент на маргинальность регионов России как ее драгоценного свойства, возникает опасность, осмысленная еще в 30-х годах XX века П.Я. Чаадаевым, заметившим однажды: «Мысль раздробления соединяется в уме моем с мыслью уничтожения». Ему же, спустя более, чем полвека, вторил Н.Ф. Федоров: «Разделение извне, внешнею бессознательною силою производимое, есть разложение и смерть». Россия традиционно мыслилась через пространство её тела, которое стало фактором русского духа, по сути, не имевшего возможности быть раздробленным в силу его вертикальности. Исследовательница опирается на размышления одного из самых крупных философов XX века А.Ф.Лосева, который писал: «...наука есть знание общего. Знание единичного как только единичного, знание отдельного и случайного в его отдельности и случайности не есть знание. Это слепое ощущение, слепое животное осязание - неизвестно кем и неизвестно чего. Все частное, отдельное, случайное, текучее становится чем-то только в условиях своего общего значения». Отсюда Орешина делает вывод, что в подавляющем числе историко-культурных работ учитывается местная специфика в её нераздельной слитности с общероссийским началом.

Отметим внимание исследовательницы к проблемному полю, проектам и отдельным работам по краеведческой регионологии (А.Н. Акиньшин, О.Г. Ласунский), в которых одно из важных мест принадлежит проблемам соотношения «сложной диалектики целого и частного, общероссийского и местного», типологии познания и своеобразному индуктивному методу структурирования реальности, многократно ставившимся историками, краеведами, этнографами, лингвистами, экономистами, географами12. Заметим, что для нас вполне очевидна принадлежность историко-краеведческих работ к регионоведческому циклу. Задачу изучения и написания истории культуры России как историю культуры ее областей (областная культура) поставили еще в 1921 г. на Всероссийской научной конференции по краеведению. Таким образом, на наш взгляд, смыкаются регионалистика, краеведение, история культуры региона.

Сходные рассуждения можно обнаружить и у других исследователей. Так, Ю.М.Беспалова обращает внимание на особую актуальность междисциплинарной проблемы социокультурного пространства13. По ее мнению, каждое социокультурное пространство - это единое целое, составные части которого объединены общими ценностями. Оно не только формирует особые человеческие типы и стили поведения людей, но и объединяет людей, населяющих его, чувством особого переживания пространства.

Она же подчеркивает, что важный аспект проблемы социокультурного пространства - это аспект региональный, суть которого состоит в соотношении общего и отдельного в культурной сфере. Универсализация культуры диалектически связана с многообразием ее содержания и форм. Региональная «пестрота» России делает эту связь более углубленной и значительной.

Ю.М.Беспалова представляет региональную культуру в виде многозначного понятия: «Она - особый мир, с одной стороны, уединенный, замкнутый, зацикленный на повседневности, стремлении сохранить определенный иммунитет к нововведениям. Региональная культура порой плохо восприимчива к инновациям, чужим ценностям, тяготеет к своеобразному преломлению ценностных систем. С другой стороны, это открытая культура, стремящаяся вовне, к диалогу с другими культурами, к постоянному приращению ценностного богатства. Региональная культура обращена как вовнутрь, так и вовне себя. Это культура, чувствующая одновременно и внутреннюю исключительность, и в то же время неполноценность по отношению ко всему остальному миру. Это и кладезь духовности, и основа российского бескультурья, вандализма, безнравственности, которые вызваны отходом от одной культурной среды и «невхождением» в другую»14. Это мнение нам представляется спорным, требующим для окончательного вывода о характеристике культуры каждого конкретного региона опоры на конкретно-исторический материал и его осмысление.

Однако важнейшими чертами региональной культуры остаются ее открытость, стремление к диалогу, приращению ценностей, созданных как внутри, так и вне данной культуры.

В сибирской историографии недавно появились работы, которые рассматривают исторический опыт организации регионального пространства в связи с проблемами истории российской государственности и механизмов обеспечения региональной политики имперской (центральной) власти по отношению к своим периферийным территориям. Таковы, например, исследования А.В.Ремнева15. Автор указывает, что в процессе исторического развития Российской империи на ее огромном и многообразном пространстве сложились большие территориальные общности (регионы), заметно выделяющиеся своей индивидуальностью. При этом он соглашается с мнением современных ученых, выделяющих в качестве важнейшего признака региона характерные для его населения процессы региональной самоидентификации («...население, проживающее в данном регионе, осознает себя принадлежащим к особой территориальной общности, имеющей свою хозяйственную и социокультурную специфику, регионально самоидентифицирующее себя, сохраняя свою локальную ментальность...»). В этом признаке преобладают социокультурные (социально-психологические и культурно-личностные) параметры регионального образа, что делает такой подход полезным и для данного курса.

Заметим, что в постановочном разделе монографии А.В.Ремнева есть еще один принципиальный для нас акцент. Он сводится к констатации существенной роли города в региональных процессах, особенно, если речь идет об административном центре, который выступает в качестве регионообразующего фактора, стягивая регион не только административно (как это было преимущественно в ранние периоды), но и экономически16. Примечательно и авторское объяснение этой последней функцией города по отношению к региону внимания к выбору его административного центра и частых миграций этого центра, особенно на окраинах. Для Сибири, по мнению автора, из-за приоритета административного (зачастую просто фискального) подхода к решению многих хозяйственных вопросов преобладала моноцентричная система расселения с тяготением к крупным административным центрам. В силу этого фактор действия центра губернии для концентрации населения здесь был более заметен, чем в центральных губерниях России. Подобный статус многих сибирских городов однако не был подкреплен, как считает Ремнев, социально-экономическим потенциалом, что отражало окраинный характер организации властного пространства, продиктованного имперскими потребностями.

В приведенной позиции присутствует только часть соответствующего нашему замыслу содержания понятия «регион». Культура и культурное пространство региона - это столь же неотъемлемые признаки территориальных общностей, как и хозяйственно-экономические связи. Следует учесть, что в своем историческом развитии культурный потенциал региона приобретает гораздо большую открытость и контактность с другими регионами и центром, чем социально-экономический потенциал. Кроме того, по нашему мнению, культурное пространство региона, равно как и культурный его потенциал, отличается большей устойчивостью в силу более тесной привязки к месту, к локальному и региональному своеобразию.


1 Рыженко В.Г. Колеватов Д.М. Творческое наследие ученых-гуманитариев в меняющихся реалиях сибирской провинции ХХ в. (историко-культурологические подступы к проблеме). //Локальные культурно-исторические исследования. Теория и практика. Омск: ОмГУ, 1998. [вернуться]
2 Рыженко В.Г. История культуры Западной Сибири в современном регионоведение: отече-ственные исследовательские традиции и новые возможности // Словцовские чтения - 99. Те-зисы докладов и сообщений науч.-практ. конференции /Под ред. Н.В.Яблонской. Тюмень, 1999. С. 264-267. [вернуться]
3 Бэрон Ник. Региональная история и "центро-периферийная" концепция в англо-американских исследованиях по советской истории: теоретические подходы // Региональная история в российской и зарубежной историографии. Материалы международной научной конференции 1-4 июня 1999 г. Ч. II. Рязань, 1999. С.71-75. [вернуться]
4 Денисевич М.Н. Трансформация системы науки и образования: путь в XXI век// Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития. Материалы международной конференции, посвященной 275-летию Российской академии наук (Екате-ринбург, 22-23 апреля 1999 г.). Екатеринбург, 1999. С. 40. [вернуться]
5 Балакин В.С. Динамика концептуальной основы исторической науки (вторая половина XX в.)// Там же. С.107. [вернуться]
6 Балакин В.С. Указ. соч. С.108. [вернуться]
7 Зыков В.В. Интеллектуальная сфера как важнейший ресурс развития общества и сохранения национальной безопасности// Там же. С.153-154. [вернуться]
8 Там же. С.203-209. [вернуться]
9 Юшманов В.В. Регионализация и интеллектуализация России как первоочередные условия ее перехода к устойчивому развитию// Там же. С.225-235. [вернуться]
10 Там же. С.233. [вернуться]
11 Орешина М.А. Россия региональная: теоретико-методологические аспекты изучения. /Под ред. Г.И.Зверевой. М, 2000. [вернуться]
12 Орешина М.А. Указ. соч. С.37-39. [вернуться]
13 Беспалова Ю.М. Региональная культура в социокультурном пространстве России // Слов-цовские чтения - 99: Тезисы докладов сообщений научно-практической конференции. / Под ред. Н.В.Яблонский. Тюмень, 1999. С.236-238. [вернуться]
14 Беспалова Ю.М. Указ.соч. С.237. [вернуться]
15 Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX - начала XX веков. Омск, 1997. 253 с. [вернуться]
16 Ремнев А.В. Указ.соч. С.10. [вернуться]


Раздел I Параграф 2
Hosted by uCoz