Раздел I. Вводный (теоретико-методологические подходы и опыт изучения культуры региона)
При изучении истории культуры Западной Сибири на стыке с регионоведением необходимо учесть отечественный опыт, накопленный в комплексных трудах российских авторов начала XX в., которых можно с полным основанием отнести к деятелям, стоявшим у истоков отечественной регионалистики1. Их главная заслуга состояла в представлении обобщенных образов своих регионов по определенным параметрам, в числе которых полноправное место занимали исторические и историко-культурные сведения, служащие опорой для выхода на характеристику современного (т. е., относящегося к 1910-м гг.) состояния региона. Этот вывод сделан нами на основании анализа изданий, являющихся в настоящее время библиографической редкостью, известных по преимуществу узкому кругу специалистов2. В то же время эти книги являются важными историко-культурными и историографическими фактами, относящимися к культурному и интеллектуальному ландшафту российской провинции.
Родиноведческая линия (она же - гражданский идеал) связана с именами «шестидесятников» XIX века.
В частности, для Сибири это «славная плеяда» областников во главе с Н.М. Ядринцевым и Г.Н. Потаниным, выразивших ее суть следующим образом: «первый долг сына родины - изучение ее во всех проявлениях». В научно-образовательной и образовательно-просветительской сферах, начиная с 1870-х гг., укрепляется инновационный курс на создание отечественных программ и учебных пособий, направленных на формирование уважения к своему отечеству как черту, единственно годную, по мнению К.Д. Ушинского, для заимствования от Запада «во всей полноте». Значительное место в развертывании этого процесса занимает музейная линия, которую в нашем ракурсе проблемы можно определить как «накопительскую», концентрирующую и потенциальную информацию для будущих исследований истории культуры западносибирского региона. В этом отношении очевидны вклад, заслуги и культурное наследие И.Я. Словцова (см. раздел III).
§1. Признаки современного состояния регионалистики (регионоведения)
§2.Теоретико-методологические подходы к изучению культуры Западной Сибири. Основные понятия и термины.
§3. Особенности изучения культуры сибирского региона.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
1
См. например: Седельников А.Н. Учебник родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа. I. Акмолинская область. Омск, 1916. С.16-20.
[вернуться]
2
Рыженко В.Г. У истоков отечественной регионалистики: место и роль первых трудов по родиноведению // Региональная история в российской и зарубежной историографии. Мате-риалы международной научной конференции 1-4 июня 1999 г. Ч.I. Рязань, 1999. С.18-23.
[вернуться]