Глава 4. Основные изменения в культуре Западной Сибири в XIX в.

В первой половине XIX в. происходят важные изменения в культурном пространстве региона. Складывается новая направленность социокультурных процессов. значительным трансформациям подвергается деревянное народное зодчество, в котором видны элементы новых стилей и особенностей городского строительства. Это отражается и в основных мотивах домовой резьбы, крестьянского искусства художественной резьбы и росписи по дереву, узорного ткачества, вышивки, плетения, вязания кружев, обработки металла. Усиливается процесс втягивания коренных народов Западной Сибири в духовный мир русской культуры. Тем не менее в городском культурном пространстве еще сильны «сельские» черты образа жизни, культуры и быта.

Одновременно характерной особенностью становится переориентация архитектурно-градостроительных образов и застройка сибирских городов по «образцовым проектам». Специалисты отмечают вклад петербургского архитектора В.И.Гесте в создание новой городской среды в крупных городах региона. На эту среду начинают существенно влиять культурные стили российской империи, что проявляется особенно в культовом и гражданском зодчестве Западной Сибири.


Памятник Ермаку

Барнаул - проект Демидовской площади

Обелиск "Столетию
Колывановоскресенских заводов"

Барельеф с профилем
А.Н.Демидова
В XIX в. оформляются уникальные признаки в культуре региона, часть из которых сохранилась и в современном культурном наследии Западной Сибири. Среди них - деревянная домовая резьба Тюмени и Томска. Другой признак - «двоецентрие» как отражение особенностей русской культуры. Он наглядно проявился в региональном культурном пространстве Омска как главного западносибирского города-центра в XIX в., с присутствием в нем одновременно «военно-казачьей» темы. Третий признак – появление городских памятников-монументов как новый способ фиксации особо значимых (символических) мест культурного пространства региона. Один из первых таких символов был сооружен в Тобольске. Это - памятник «Покорителю Сибири Ермаку» (автор проекта А.П.Брюллов). Второй - обелиск «Столетию Колывановоскресенских заводов» - был сооружен в Барнауле и вписался в ансамбль Демидовской площади (архитектор Я.Н. Попов).

В XIX в. зарождаются западносибирские традиции благотворительности и меценатства (о разных их формах свидетельствует материал о Д.Тецкове, И.Асташеве в разделе III). В регионе появляются благотворительные организации (официальные, государственные и личные). В поддержке культуры и образования начинает участвовать купечество. Уже в 1810-е гг. появляются первые идеи о Сибирском университете (предположение об открытии его в Тобольске, пожертвованный Павлом Демидовым капитал).

План развития Омска
Следующим шагом становится ходатайство и проект П.Ф.Капцевича об открытии в Сибири университета в виде двух факультетов (юридического и медицинского) (1823). Продолжение этой линии видно в действиях Н.Г.Казнакова. В 1877 г. в регионе открывается первая научно-общественная организация - Западно-Сибирский Отдел Императорского Русского Географического общества (по инициативе Н.Г.Казнакова, в Омске). Начинается формирование первых музейных коллекций и складывание предпосылок для открытия в регионе своих музеев. И здесь велик вклад тюменского купечества (П.И. Подаруев, Н.М.Чукмалдин) в развитие регионального музейного дела. Особая роль в приращении региональной культуры принадлежит Ивану Яковлевичу Словцову (1844-1907) ( о его деятельности см. раздел III).

§1. Региональное своеобразие архитектурно-декоративного облика крестьянского жилища и традиционного народного искусства.

§2. Новые элементы региональной культуры и проблемы соотношения между русской и инородческой культурами.

§3. Роль государственных чиновников и купечества в укреплении культурного потенциала Западной Сибири.

§4. Первые городские ансамбли и монументы – новые символические места культурного пространства региона.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

Глава 3 Глава 5
Hosted by uCoz